Саянское кольцо-2008. Часть 2  

День третий, 6 мая. Абакан – Минусинск – Казановка – Абаза – Кубайка. 300 км.
С утра покатались по городу, заехали в турфирму Дискавери, выкупили путевки, пообщались с сотрудниками, поудивлялись малому количеству турбаз и санаториев в Саянах, по сравнению с Алтаем, низкими ценами на новогодние праздники.
По отличной кольцевой дороге проехали до Енисея и прокатились до Минусинска, старинного купеческого городка, расположенного в 20 км. от Абакана, но уже в Красноярском крае. Городок красивый, с улицами 19 века, хотя в целом он, конечно, менее ухожен и более провинциален, чем Абакан. В музей не попали, зато сходили на выставку самоцветов.
Из Минусинска вернулись в сторону Абакана, и, взяв на кольцевой направление на Ак-Довурак, поехали в сторону Аскиза. У Аскиза повернули направо, в сторону Вершины Теи. Через пару десятков километров доехали до Казановки – большого музея под открытым небом. Юрточный комплекс Кюг в мае еще не действует, народу никого. В долине дул сильный ветер, зелени еще мало. Это место считается священным для хакасов. Побыли мы там недолго, посетили Ак Тас – священный белый камень – скалу, поставленную кем-то несколько тысяч лет назад в центре энергетического треугольника.
Вернувшись обратно на трассу Абакан – Ак-Довурак, поехали в сторону Абазы, чтобы к вечеру добраться до Кубайки – турбазы в одноименной деревеньке на берегу Оны, по которой мы сплавлялись в прошлом году.
Сразу после Таштыпа начинаются настоящие горы, дорога идет через несколько перевалов. В Кубайку прибыли поздним вечером. На месте выяснили, что мы единственные туристы. Нам предоставили домик и даже включили свет от дизель-генератора. В домике деревенского типа топилась печка, рядом, в беседке, можно было развести костер, чем мы и воспользовались. Готовили, правда, на газовой плитке.
День червертый, 7 мая. Кубайка – Снежный барс – Саянский перевал – Ак-Довурак – Кызыл – Перевал «Нолевка» - Золотой Ус. 700 км.
Утро выдалось просто чудесным. Впервые за наше путешествие ярко светило солнце, было тепло, тихо, лишь река шумела по камням. Воды в реке совсем мало, пожалуй, даже сплавиться было бы практически невозможно. Спокойно позавтракали, я помыл машину, потихоньку собрались, и, поблагодарив сторожа, двинулись дальше. Сегодня большой перегон практически через всю центральную Туву и выезд в Красноярский край. Теплая погода и ясное небо способствовали прекрасному настроению.
По дороге к Саянскому перевалу заехали посмотреть турбазу Снежный Барс. Удивительно, и эта крупнейшая в Хакасии буза стояла пустой, лишь управляюший и сотрудники ждали рабочих для подготовки к новому сезону. База стоит действительно в очень красивом месте, там есть что смотреть вокруг, организованы туры, сама база выглядит достаточно прилично, на уровне средних алтайских. Видимо, удаленность от больших городов играет роль. Как сказал управляющий, в числе большинства туристов из Красноярска стало появляться достаточно много и новосибирцев.
День был в разгаре, мы поднимались на Саянский перевал. Я ожидал, что там будет снег, но не в таких количествах! Снегом было завалено всё вокруг, дорога при подъезде к вершине шла как в туннеле из ослепительно белого снега. И это при температуре не ниже +15. Хотя, конечно, когда дул ветерок, ощущался холод. И полная тишина, только иногда каркали вОроны, большие черные бородатые птицы. Высота 2306 метров.
Спуск в Туву был быстрым, и уже через 10-15 км. уже ни следа снега и температура поднялась до 20-25.
Тува – совершенно иной мир, не похожий на Хакасию или Алтай ни в природном, ни в человеческом плане. Природа там заметно суровее, а местное население несколько угрюмо и отстраненно. К тому же в крови тувинцев осталась склонность к кочевью. Вроде населения немного, а у границы с Хакасией, до Ак-Довурака вообще нет населенных пунктов, но у дороги всюду движение. То едет пастух на коне, то человек какой-то поднимается в гору, то стайка подростков куда-то идет, то у дороги голосует женщина с маленьким ребенком. И это примерно в 60-70 км. от ближайшего населенного пункта.
Через пару десятков километров милицейский пост. Останавливают круглые сутки всех, проверяют и записывают в журнал. Дело в том, что в Туве выращивают и переправляют в другие регионы коноплю, и пост – одна из мер борьбы с этим. На посту к нам подсели два суровых тувинских милиционера с «калашами», попросив подвезти до Ак-Довурака. Всю дорогу они молчали. В Кызыл-Мажалыке мы зашли в магазин подкупить продуктов. Тувинцы туговато понимают русский, продавщицы напрягаются при общении. И что интересно, в полном народу магазине – тишина. Видимо, буддистский образ мышления способствует сосредоточенности и неразговорчивости.
Далее наш путь лежал по срединной Туве, в большой межгорной котловине, через Чадан, Шагонар, в Кызыл. Дорога запомнилась невообразимыми пейзажами с причудливыми разноцветными горами, местами напоминающими Марс по фотографиям с американских марсоходов, местами крупным массивом выделяющимися на фоне степи. Одной из таких массивов был Хайыракан – священная гора у тувинцев, у Шагонара. Начиная от Шагонара, дорога идет вдоль верхнего Енисея (Улуг-Хема).
Второе яркое воспоминание – нестандартное поведение местного населения. Во-первых, они любят много ходить пешком между населенными пунктами. Во-вторых, устав, они располагаются прямо посередине дороги (особенно в западной части Тувы) и очень неохотно поднимаются и уходят с дороги, завидев машину. В третьих, они бывают нетрезвыми, и тогда их поведение на дороге вообще непредсказуемо. Встретилась группа мужчин, один из которых, шатаясь, шел посередине дороги, раскинув руки, словно хотел поймать машину. Еле увернулись.
Маленькие городки в Туве, как и в Хакасии, производят достаточно тягостное впечатление заброшенными предприятиями и пятиэтажками с пустыми глазницами окон. И круглые сутки из Тувы везут горы металлолома на Камазах.
К Кызылу подъехали достаточно поздно вечером, уже не было времени на подробный осмотр города. Просто проехали по улицам. Запомнилось, что он очень чистый, и абсолютно все поребрики дорог по всему городу побелены. Как в старые советские времена.
Из города выехали на Усинский тракт, в сторону Красноярска. До темноты нужно было добраться до забронированной турбазы Золотой Ус. А ехать еще 150 км.
Усинский тракт активно реконструируется. Сразу за Кызылом перевал, потом дорога до Турана идет по степи. Туран, хотя и находится в Туве, в основном русский городок. В поселке Шивилиг, у подножия приграничного перевала «Нолевка» большой милицейский пост с очередью Камазов на въезд и выезд. Нас не остановили, хотя я приготовился к очередной проверке. Сам перевал мне показался менее красив, чем Саянский, но виды вокруг очень красивые – начиная от огромной долины позади и заканчивая видимым впереди справа причудливым хребтом Ергак.
После спуска с перевала природа кардинально поменялась. Горы в Красноярском крае покрыты густой суровой тайгой. Много суровее, чем, например, в Турочаке или Шории. Понятно, почему кочевники-тувинцы остановились на этом рубеже. Далее – для людей совершенно иного, лесного образа жизни. До прихода русских эти места заселяли тунгусы (эвенки). Сегодня они живут гораздо севернее.
Незадолго до, а также после деревни Арадан дорога проходит вдоль реки Ус, давшей название дороге, как Чуя на Алтае. Правда, сейчас официально дорога называется М54 «Енисей». Стало уже темно и я высматривал указатель на базу. Хорошо, что в турфирме мне четко указали, что сверток находится прямо у километрового знака 639 (от Красноярска), поэтому найти оказалось несложно. И еще – это у моста через приток Уса. Подъехав к сторожку у реки (база на другой стороне и переправить нас должны были на лодке) мы обнаружили полную тишину на той стороне, и остервенело лающего пса. Однако довольно быстро приплыл на лодке молодой парень (Антон, как мы узнали после знакомства) и приветливо спросил, что мы хотим. Узнав, что мы плановые туристы, быстро перетаскал наши вещи в лодку, завел мотор-генератор и крикнул в сторону базы, чтобы затопили печь в 6 домике. А топить было нужно, утром выпал снег чуть ли не по колено. Как оказалось, и на этой базе мы были в единственном числе в качестве туристов, и обслуживали нас аж 4 человека, собака и две кошки. Вечером мы приготовили ужин в беседке, пообщались с управляющим Сергеем и двумя кошками, которые не отставали от нас ни на шаг.
Домик деревенского типа с железной печкой был уютным, а усталость после длинного перегона дала о себе знать, глубокий сон сморил быстро.
День пятый, 8 мая, отдых на базе Золотой Ус.
Утро было просто сказочным. Тайга, деревянный домик с печкой, яркое солнце, ослепительно белый свежий снег, прозрачная река, и тепло, градусов 15. Натуральная сказка!
Весь день был посвящен отдыху, просто отдыху. Сотрудники базы рассказали много о местной природе, показали свежие медвежьи следы и сводили нас на обзорную гору, с которой были далеко видны снежные таёжные горы. Где-то в 3-4 км. от базы в глубине тайги были видны охотничьи избы. Поскольку эти места объявлены национальным природным парком, охота здесь теперь запрещена, и домики пустуют.
За день снег растаял, обстановка сразу поменялась, стала весенней. Что удивительно, клещей не было, даже когда мы ломились через кусты в гору. Кстати, проводником у нас в этом был пес Рекс, который вечером перед этим, будучи на цепи, готов был нас разорвать, а наутро вполне мирно себя вел.
Вечером была шикарная баня. Сотрудники постарались, натопили так, что первые полчаса в парилку просто нельзя было войти.
День шестой, 9 мая. Золотой Ус – Шушенское – Майна - Черемушки (ГЭС) – Майна. 250 км.
Утром с сожалением попрощались с гостеприимными сотрудниками турбазы (вернее заимки, как она называется официально).
Дорога дальше вела нас в район Ергаков, про которые мы только слышали, что это любимое место отдыха красноярцев. Виды этих мест превзошли все ожидания. Это можно сравнить только с Альпами. Всюду еще лежал снег, работала горнолыжная трасса. Красота просто очаровывает и захватывает. При этом баз мало и они, как ни странно, полупустые в это время. Проехали место гибели генерала Александра Лебедя, на вершине перевала. Дальше миновали «полку» - место, где всегда сильные камнепады, и для защиты от них строится искусственный тоннель, закрывший дорогу от камней. А сразу после «полки» - самое красивое место на всей трассе, с которого открывается чудеснейший вид на острые пики хребта Ергак. Чем-то похоже на Маттернхорн в Швейцарии. И простор – аж дух захватывает!
Спуск с гор достаточно быстр, и так же быстро меняются пейзажи, превращаясь в типичное предгорье, сильно напоминающее район Белокурихи или, точнее, Алтайского района. И уже заметны листья на деревьях, температура поднялась до +25.
Следующее место, куда хотелось заехать – Шушенское. А именно музей под открытым небом. В советские времена он полностью был посвящен ссылке Ленина, а сейчас очень благополучно переориентировался на музей быта русского крестьянства конца 19 века, при этом всё-таки не забыв и про Ильича.
Само Шушенское – тихий, спокойный чистый городок, так же похожий на райцентры Алтайского края в предгорьях. Музей прямо в центре, да и найти его всегда с готовностью помогут местные жители.
Мне, как историку, посещение музея принесло истинное наслаждение. Там действительно витает дух того времени. Кажется, что вот сейчас из-за угла выйдет крестьянин в сопровождении жены и кучи детей, или даже сам Ильич с ружьем после охоты. Кстати, чтоб я так жил в ссылках, как жили Ульянов с Крупской! Съездить посмотреть на это стоит того.
Дальнейший наш путь лежал в сторону Саяно-Шушенской ГЭС. Для этого не нужно возвращаться на Усинский тракт, есть дорога по левому берегу Енисея, а сторону пос. Сизая и далее Саяногорска. Примерно 50 км. до Сизой пролетели быстро. Через Майнскую ГЭС есть мост на другую сторону Енисея, и мы уже в Хакасии.
ГЭС я уже видел в прошлом году. Тогда погода была дождливой, сейчас солнечной, но, из-за отсутствия ветра и большого количества палов стояла дымка, плотина виднелась не очень хорошо. По-прежнему не пускают близко, и, видимо, окончательно закрыта смотровая площадка на другой стороне, с которой раньше можно было воочию увидеть разницу уровней воды в водохранилище.
Вернувшись в Майну, повернули налево в сторону Гладенькой. К сожалению, горнолыжная трасса уже закрыта. Зато посмотрели на мраморные каменоломни и я сфотографировался в качестве памятника на отшлифованном постаменте.
В этот день изначально планировали переночевать вновь в Абакане, однако, обратив внимание на хорошую теплую погоду, установившуюся в последний день, решили открыть палаточный сезон прямо на берегу Енисея. Переехав плотину Майнской ГЭС обратно в Красноярский край, мы свернули направо на грунтовку, идущую вдоль водохранилища. Реально она кончается километров через 5, а мы остановились примерно посередине, на пригорке, оборудованном столиком и с красивым видом на Енисей.
Выпили пива за День Победы. Ночью в палатке было всё-таки еще прохладно.
День седьмой, 10 мая. Майна – Саяногорск – Абакан – Новоселово – Ужур – Шарыпово – Тисуль – Верх-Чебула – Кемерово – Промышленная – Новосибирск. 1100 км.
Последний перегон был таким же длинным, как и первый. Вернулись мы по наиболее короткому пути, через Шарыпово. Весь путь занял 15 часов, сильно не торопились. В Новосибирск приехали около 3 часов ночи, уже 11 мая. Уставшие, но счастливые.


Карта маршрута
Фотоальбом поездки
На главную страницу
Напишите мне

Hosted by uCoz