Сроки: с 16 по 30 июля .
Маршрут: г.Новосибирск-Б.Яломан-с.Акташ- с.Бельтир – Софийский Ледник-Талдуринский ледник – с.Кош-Агач-Джазатор- степь Самаха(слияние р.Аргут и р.Коксу)-Аргутский перевал , дорога до слияния р.Аргут и р.Карагем)- с.Кош-Агач- с.Курай-альплагерь Актру – пер.Катуярык- юж.берег Телецкого - слияние р.Катуни с р.Урсул –с.Ниж. Талда- Ороктойский перевал – район базы Удру (левый берег р.Катунь напротив с.Куюс) – г. Новосибирск
Километраж 2900 км. Авто, + легкие пешие вылазки
Вообще-то мы планировали поехать в Европу, по серьезному так, и недели на три. Но это требовало подготовки месяца за два как минимум, а работа не дала. Но самое главное , как всегда, наши родные просторы и Алтай вязли верх. Не нужны нам их Европы, у нас и тут куча своих красот! Кроме того, что касается местных поездок, чтобы мы не планировали последние года три, чисто пешку, чисто конный, чисто водный или чисто матрасный вариант отдыха, все превращается, таки, в авто-тур с элементами езды, которые заведомо гробят машину, и с легкими вариантами пеших , или конных вылазок.
Собственно, и в этот раз получилось как всегда .
Как и во всех наших предыдущих поездках, и маршрут и компания определились спонтанно и быстро, хотя конечно идей и фантазий много, но выбор места (если это не связано с перелетами и визами) делается за неделю, другую до поездки.
Две машины: бывалый УАЗ 31514 и подготовленный к соответствующим дорогам и SsangYong Korando (лифтованый, резина МТ), компания: Александр и Виталия + путешественник с многолетним стажем - хитрая собака такса по имени Каспер, с шаловливым, и местами вредным характером – на УАЗе, Константин и Элина (на Korando) Планировалось праздношатание без особых жестких переездов и планов, но имея идеи и желания увидеть то-то и то-то и спонтанно определяя маршрут . Правда, праздношатание получилось очень интенсивным, зато интересным . А «отдохнуть батоном» опять перенесли на потом. Несколько мест были определяющими к посещению. Во первых, для всех - это ледники Южно-Чуйского хребта - Талдуринский ледник, ну и почти попутно - Софийский, Константин бредил перевалом в районе р.Аргут, и непременно хотел заехать на одно из его любимых мест - юг Телецкого, я непременно хотела навестить альплагерь Актру, который так хорош в теплое время года и до которого мы два раза не смогли убрать весь снег зимой (см. отчеты по зимним авто покатушкам на альплагерь Актру), Сашу похоже привлекало еще и направление в районе Кош-Агача и Джазатора и видимо напоминало ему местами дороги Монголии, по которым он уже ездил, Илю, похоже, как впрочем и меня привлекал еще и спокойный отдых , чтобы никуда не корячиться и погреться на солнце и поплавать . Каспера на маршруте привлекала тушенка, и чем больше ее было, тем удачнее считался маршрут, а также, безусловно, лесные просторы и поляны, где можно было побегать, понюхать, и покопать норы и здесь преимущество имела лесная местность перед горной, риск сломать зубы значительно меньше.
День первый 16.07. Новосибирск-Яломан , около 680 км
Выезжали раздельно и в разное время 16.07 наметив встретиться примерно в районе ночевок у с.Купчегень (сразу после пер.Чике-Таман) или чуть далее, в районе стоянок на Яломане. Мобильные там не берут. Договорились, что окликнем друг друга по рации.
Пропуска были заказаны заранее, дня за 4, в погранотряде с.Акташ.
Планировали 17.07 заехать в Акташ, взять пропуска и двинуть в сторону сначала Софийского.Мы выехали довольно поздно, что-то около 11 утра, потом довольно долго выбирались из города, потом еще провозились по личным делам в Бийске. Навстречу нам ехали в Новосибирск родственники из Усть-Коксы, пересеклись в районе Манжерока и с ними, чтобы повидаться.
По дороге исследовали попутно в районе Белого Бома верхнюю дорогу (похоже, старый Чуйский тракт), с которой открывался великолепный вид на Чую, постояли у памятника водителю Кольке Снегиреву , в итоге по Чике-Таману ехали уже по темноте.
По дороге несколько раз созванивались с Сашей и Илей. Они засветло были уже на подъезде к Чике-Таману. Договорились, что как доберемся, постучимся в рацию, ну или как-нибудь уже найдемся утром.
С удивлением обнаружили в районе Купчегеня просто караваны палаток и машин, куча огней от костров, а ведь сравнительно недавно тут были дикие, редкие стоянки. Окликнули несколько раз в рацию. Нет ответа. Решили, что видимо, наши попутчики уже улеглись спать.
Решили ехать до Яломана. Костя велел глядеть во все глаза на знаки на дороге и столбы. Может записка от наших УАЗоводов будет. Записку не увидели, зато на стоянке, у ворот нас встретил сторож, еле стоявший на ногах. На наш вопрос «не проезжал ли здесь УАЗ из Новосибирска? », он ответил прихихикнув: «здесь пол-Новосибирска, в том числе и на УАЗах!». Некоторое время еще постояв у ворот, беседуя со сторожем, решили заночевать на Яломане
Сторож проводил нас на стоянку, вежливо сказав: «это конечно не Куршавель, но чем богаты, добро пожаловать!» . Большинство обитателей припаркованных машин спали, лишь молодежная компания по соседству мирно попивала пиво и сидела у костра.
Время катило к 24.00, быстро поставили палатку, перекусили и улеглись спать.
День второй 17.07 Б.Яломан- с.Акташ-с.Бельтир-Софийский ледник (около 260 км)
Утром не спеша встали. В рации - тишина. Собрались, двинули в сторону Акташа, по дороге вызванивая наших и шля СМСки. В Акташе, в погранотряде пришлось подождать какого-то начальника, поскольку кто-то, чего-то, кому-то в погранотряде не передал по поводу наших пропусков, а на дворе - воскресенье. Пока сотрудники погранотряда вызванивали кого-то и уточняли, подъехали Саша и Иля. Оказалось, они ночевали в Яломане в нескольких метрах от нас, утром они уехали чуть позже нас. Ни мы их, ни они нас не заметили, хотя и высматривали в бинокль.
Кроме того, Саша оставил на воротах, тех самых, у которых мы разговаривали со сторожем, накануне ночью, записку для нас. И, то ли от усталости, то ли сторож так увлек, что записку мы не увидели. А она (записка) так и осталась сиротливо висеть до утра на воротах. Саша ее снял утром и представил нам в качестве доказательства нашей лопоухости.
Утром же каждая из машин выехала отдельно с Яломана, примерно прикидывая время, и как оказалось, прикинули правильно.
Жара и солнце, в общем-то нас радовала такая погода, только Каспер искал у погранотряда тень.
Через час ожидания у погранотряда нам выдали долгожданные пропуска.
В качестве ориентира дороги на ледники у нас были распечатки с сайта http://altairoads.narod.ru/, в частности описание дороги к Софийскому Леднику http://altairoads.narod.ru/Opolsen.html
Надо сказать , что распечатки помогли, за что спасибо автору, но местами и озадачили, потому что нам пришлось делать прямо противоположные вещи , да и километраж в описаниях не указан
От с.Акташ до с.Ортолык, где мы сворачивали на с.Бельтир примерно километров 70 Далее сносная дорога, около 30 км , местами гребенка, местами сносная гравийка, но не фонтан. Более всего Костя не любит мелкую гребенку, а Саша похоже получал удовольствие. Ему дорога напомнила Монголию , где по такой дороге со скоростью 20-40 км в час они проехали сотни км. В с.Чаган-Узун сворачивать не стоит с Чуйского , потому что качество ее хуже.
В Бельтире после землетрясения 2003 года продолжают жить местные жители, те, которые отказались по доброй воле переехать в новый Бельтир, построенный ближе к Кош-Агачу . Уж, по какой причине не понятно, то ли дома построенные не понравились, то ли верность месту, которое выбирали по наитию предки, старейшины. Но только выглядит это все довольно депрессивно. Магазины, хоть и есть несколько, не работают, видимо какой-то свой график. Аптек, школы, поликлиники – понятное дело, нет. Хотя, народ строится.
Слияние рек Талдура и Чаган практически в деревне, недалеко от печально известного стадиона, который провалился метра на полтора после землетрясения. Проехав, чуть вверх реки Чаган-Узун видим устье р.Чаган (слияние рек Талдура и Чаган, которые образуют реку Чаган-Узун). Мост через реку Чаган , тот самый Чаган, который по мере продвижения вверх по течению превращается в р.Акколь, находится практически в устье, проехав буквально несколько метров вдоль Чагана по правому берегу вверх, увидели мост, переехали на левый берег , и вышли на две дороги, одна налево вдоль реки Чаган, вверх по течению , вторая прямо вверх по течению Талдуры по правому берегу . Решили ехать налево. Встретили мужиков местных, спросили, правильно ли едем на Софийский ледник, мужик наморщил лоб, уточнил: «к озеру (Акколь) что ли? Да правильно.» Вторая дорога - это дорога на Талдуринский ледник.
Расстояние до Софийского от Бельтира километров 35. Выехали мы около 15.30 . Доехали довольно быстро. Никаких трудностей не встретили по дорогие, никаких бродов, лишь мелкие ручьи, никакого болота, лишь сырые места и местами песок. Дорога проходима для паркетников и может быть даже для авантюристов, на пузотерках, но 4WD понадобится.
После моста дорога полевая уходит влево, слева же остается река, справа горная местность, какой-то лунный пейзаж, далее постепенно начинается все то, что оставил древний ледник.
Древние камни, вросшие в землю, древнее каменное месиво, как следы древнего ледника, камушки после землетрясения, некоторые величины внушительной, как пара машин ,сплошной каменный, какой-то пустынно-марсианский пейзаж. Дорога и каменный тоннель , который проложила дорога сквозь массив .
Ни травы, ни какой либо другой растительности, хотя сусликов полно, что едят не понятно. Колеса поднимали какую-то взвесь, которая моментально забила нос. Пыль, песок, смешанный с глиной. Земля местами потрескавшаяся, местами солонцы. Тем не менее, пейзаж не напрягал, может, потому что было солнце., и хотелось ехать дальше.
Дорога основная там одна. Ответвления есть, но если ехать по наиболее наезженной, сбиться невозможно.
Из каменных джунглей постепенно выезжаем в долину реки Акколь, зеленую, болотистую, местами сырую, а местами пустынную. В долине несколько зимовий , 2 из которых были жилые на момент нашего проезда. Живут видимо пастухи, в частности пастухи верблюдов, как и сами верблюды, красивые, некоторые белоснежные, с сытыми горбами. Верблюды грациозно и мягко перемещаются по долине туда, а потом сюда, и в разное время суток их можно видеть как мираж в разных местах и на разной удаленности
Дорога проходит мимо болот, но в болото угодить проблематично, если только ночью и специально. Так, дорога хорошо видна. Покосов, какие описаны в приведенной выше ссылке – не заметили по той причине, что косить там нечего. Там где болото – там болото, а там где сухо, мелкие кустики для верблюдов.
Перед озером Каракуль - зимовье. Жилое. До зимовья несколько ручьев. Назвать их бродами сложно. Просто мелкие ручьи, спокойно преодолеваемые любым паркетником.
Озеро Каракуль объезжали слева. Это подтвердили и местные жители с зимовья. Справа , как описано в ссылке выше непонятно зачем ехать, дорога там еле видна и то, не везде, уклон велик. И непонятно зачем, если есть хорошая дорога слева.
Вид из долины на озеро Каракуль прекрасен. Зеленая долина, желтоватый песок чуть вдаль, черно-синее озеро, вдали белые вершины, два казахских всадника красиво и не спеша скачут на конях на фоне озера, выше парит беркут в синеве неба чуть спускаясь над водой и поднимаясь, затмевая на секунду диск солнца. .
Именно такую картину мы застали, подъезжая в Каракулю. Остановить мгновение не удалось. Значительная тряска в машине, и быстро удаляющиеся всадники оставили шанс только памяти , но не фотоаппарату .
Объезжаем озеро через ручей, который запружен. Направление ему дает камень, положенный местными жителями специально, чтобы не размывало дорогу. Убираем камень, он мешает проезду, проезжаем, и кладем
камень обратно. Дорога вдоль озера травянистая и сырая.
Очень скоро, практически сразу, после Каракуля выезжаем к озеру Акколь. Оно слева . Мутноватое, почти белое. Белейший, пустынный песок, поросший травой. Местами – небольшие , чистые барханчики. Совсем другой пейзаж, хотя Караколь с болотом совсем недалеко. Песок разной плотности. На подъемах едем местами, на пониженной. Еще немного едем вдоль озера, оно длинное, затем снова вдоль реки Акколь. Слева высится хребет Бельтирду, а впереди маячат висячие ледники. Проехав еще немного, выезжаем на стоянку на берегу р.Акколь. Впереди слева висячий ледничок, справа поодаль вверх по ручью от стоянки горка, и каменистые осыпи, из которых в виде водопада и вытекает ручей .
Место очень красивое. Вдали виден поворот реки, за которым предположительно Софийский ледник . Климат жесткий. Высота около 2500 м. Пялящее солнце. Сухой ветер.
Сухой воздух. Резкое, практически моментальное снижение температуры, как только даже половина солнечного диска зашло за гору. Самое неприятное – тучи гнуса и комаров. Такие тучи нам встречались разве что в Тюменской области, Красноярском крае. Жрали они нещадно, жрали вечером , да и в жару тоже , сетка на комуфляже не особо помогала.
А средств против кусачих хватало ненадолго. Последующий вечер был посвящен отдыху, празднованию первого настоящего дня отдыха.
Лыжный комбинезон и пуховые куртки всегда берутся с собой, когда едешь на высоты более 1500, а в данном случае бушлаты, лыжные штаны, куртки «Аляски» пригодились как никогда.
Ночью мерзли. Зато в 6 утра в палатках было невозможно находиться, даже при открытых входах .