Часть 4. Аргут  

День седьмой 22.07. Стоянка у р.Джазатор – с.Джазатор- попытка поездки по дороге к деревне Аргут- степь Самаха – стоянка на слиянии рр.Аргут и Коксу. 72 км
Целью был Аргут, река Аргут, дорога по-над Аргутом и деревня Аргут. После с.Джазатор, при слиянии рек Джазатор и Акалаха образуется Аргут. Вот в этом месте Аргут из какой-то озероподобной реки резко превращается в бушующую горную реку.
От стоянки до с.Джазатор 40 км . В Джазаторе есть АЗС только с 92-м и 80-м, солярки нет. Но как 80 бензина, так и солярки у нас был запас.
До моста, который открывает дорогу в красивейшую степь Самаха 11 км. По дороге встретили двух конных пограничников. Проверили документы и пропуска.
Степь на левом берегу р. Аргут. Степь можно увидеть также с правого, крутейшего берега р.Аргут, где проходит единственная дорога, ведущая в д.Аргут – край цивилизации. Подъезд возможен, но по правому берегу р.Аргут, а деревня в коей 20 дворов- на левой, добраться к ней можно только по пешеходному мосту. Со стороны Карагема же дорог проезжих также нет, максимум проезжают велотуристы, и то местами тащат велики на себе через бурелом.
Раньше был паром, но теперь он разрушен. В деревне есть, тем не менее, телевизоры со спутниковой тарелкой, но включают их раз в неделю, когда запускают дизель, видимо хотя бы чтобы новости посмотрели и знали, что делается в мире, хотя сомнительно, нужно ли им это знать . Вообще, в этом районе много всего, исторических памятников, не говоря уж о природе. Эта поездка была разведкой. Хотя, второй раз ехать по Аргутской дороге, это надо преодолеть себя, потому что первый раз не знаешь, во что ввязался. После поездки мне три дня снился один и тот же сон, что я бесконечно долго еду по перевалу и все никак не могу доехать.
У моста мы встретили местного казаха на коне, он с утра уже был хороший, добродушный и веселый. Попросил сделать фотосессию его и коня и выслать фото. Крутился и так и эдак. Он указал нам дорогу, показав, что через мост – это в степь, а прямо, мимо моста – в Аргут.
Дорога от моста сразу каменистая, петляет между деревьями, двигаемся медленно не более 10 км в час.
Аргут , похожий в нижней части на озеро, окружен соснами, выглядит сказочно, едем через ворота, которые приходится то открывать, то закрывать
Через 5 км от моста начинается первый подъем . Узкая дорога уходит в гору и идет по живописнейшим местам. К сожалению, в этот день было пасмурно, но всю красоту мы увидели на следующий день в ярком солнце.
УАЗ шел первым. Через километр подъема небольшой брод, через пару километров второй подъем более крутой и более отвесный.
Открываются чудесные виды на степь Самаха. Через пару километров мы на первой вершине. Адреналина уже хватило, но мы просто не знали , что дальше. Немного побрызгав на машины водкой , перекрестившись, двинули дальше.
Первый спуск был неприятен первым же крутым поворотом с маленьким радиусом и уклоном буквально через пару сотен метров. Далее 100 метров вниз, встали в кармане, пошли исследовать спуск. Спуск был очень крут. УАЗ мог не подняться обратно. У УАЗа выбивало раздатку и чтобы ехать, желательны бы были три руки. Руль без гидроусилителя, + высокий сам по себе УАЗ, узковатые повороты для него – все это заставило принять решение не ехать дальше. Облом так облом.
Решили ехать в степь Самаха, и остановиться там, на ночевку и дневку. Это было разумным решением. Наездились предостаточно.
Спустились обратно к мосту, от моста проехали часа полтора не спеша по степи, свободной и широкой с лентами довольно густого и плотного леса, местами похожего на берендеевский бурелом с седым висячим мхом на ветках.
Дорожка, ведущая в лес долго петляла и привела на чудесную стоянку на берегу р.Аргут, левее был выход на реку Коксу, впадающую в р.Аргут. Вода в Коксу, в отличие от Аргутской прозрачна и чиста. Стоянку окружал лес со всех сторон, лишь на берегу деревья чуть отступали, открывая впечатляющий вид на перевал и дорогу по краю горы.
Дух захватывало от такой высоты. Высоко, там, над дорогой белело что то, присмотрелись и поняли, что это памятник, как оказалось казахскому водителю. Впоследствии обнаружилось еще два в разных местах. Костя грустил. Он очень хотел попасть на перевал. Спустя некоторое время он сообщил, что мы завтра едем на перевал одной машиной, а Иля и Саша остаются на дневку. Рация по прямой берет далеко и если какая то поломка с машиной , то вопрос решаем оперативно. Так они договорились с Сашей.
Честно говоря, в одного ехать было очково, а вид перевала снизу с памятником наверху довершал дело. По перевалам ездили мы не раз, но дело в том, что этот производил неизгладимое впечатление уже в самом начале. Спалось неспокойно. Костя же напротив, был спокоен и рад.
День восьмой 23.07 стоянка на р.Аргут , радиальный авто выезд по перевалу 36 км
Утро выдалось солнечным и теплым. День обещал быть жарким. Следили за дорогой снизу, не проедет ли кто-нибудь. Заметили один красный джип. Ехал в сторону села Аргут.
Палатки и вещи оставили в лагере. Часть провианта, включая водку, осталась лежать в машине. Уже по знакомому пути проехали до моста, в этот раз в два раза быстрее.
Далее 5 км проехали через знакомый лес с булыганами, начали первый подъем, сообщив по рации о начале пути и проверив по рации, нет ли встречных машин вдруг. Разворачиваться на дороге на подъеме и спуске там негде. Сама дорога узкая, пройти может только одна машина. Как же возят в деревню провиант, и товары? Ведь самое большое, что проезжает это буханка. Чем они и как живут? Зимой автосообщения практически нет.
Пока я думала обо всем этом , опять открылся дивный вид на степь Самаха, но теперь степь была в солнце и картина совершенно другая, более оптимистичная
Доехали до места, где прервали путь вчера.
На первой скорости продолжили спуск по каменистой дороге через лес, и вскоре через полтора километра спустились на открытую часть дороги, как раз под памятниками водителям. Дух захватывало.
С высоты был виден наш лагерь в лесу, слияние Аргута и Коксу. Внизу на берегу сидели Саша и Иля крохотных размеров. Связались по рации. Машин впереди не было. Продолжили путь.
Чуть спустились в долину километр ехали по ровной дороге. Вдруг вспомнился красный джип и через несколько минут мы его встретили, едущим навстречу. Слава богу, он выезжал из леска, а мы ехали с равнинной части. Джип был кемеровский, вез семью и казахского деда. Дед вышел, поруководил разъездом машин. В общем то без особых проблем разъехались и пожелав доброго пути друг другу , поехали дальше. Осталось загадкой, куда же ехала кемеровская машина? Уж слишком быстро она вернулась.
После равнины, дорога все выше и выше поднималась в горы, проходя прямо по склону, под которым открывалась бездна.
К сожалению, фотографии не передают всей высоты и мощи, масштаба, которые видит глаз, а главное то, что чувствуешь. Можно лишь сказать для примера, что Кату-ярык в свои самые давние времена, когда дорога была узкая, кривая и каменистая, даже отдаленно не приближается к некоторым участкам этой дороги. Этот перевал настоящее испытание как для водителя , так и для машины.
Крутые подъемы, мелкие и крупные камни, переставляющие машину на узкой колее, отсутствие каких либо, хотя бы естественных заграждений, когда едешь по кромке и тот , кто сидит ближе к краю жалеет , что не взял памперсы. Понимание того, что если, не дай бог, машина подведет, то и прыгать будет некуда.
Километра через четыре спустились в очередную долину, затем к зимовью.
В долине наезженная тропа к камню с памятной табличкой Новосибирскому сплавщику, погибшему в Карагемском прорыве в 99 году. Трогательная надпись, теребящая душу, но знание того, как это случилось вызывает противоречивые чувства. Места здешние предназначены для созерцания и благоговения, но не для покорения, хотя мы, конечно тоже сунулись на перевал, но не с целью покорить, а лишь увидеть всю это красоту.
После короткой остановки, через три километра въехали в лес и достигли довольно серьезного брода. Серьезного, из за нагромождения перекатывающихся камней. Костя в болотниках минут 15 шарился по речушке, швырялся камнями и мостил дорогу. В общем то, можно было мостить меньше, просто Костя берег свой Корандо. Если бы мы ехали сюда после Актру, которое дало урок, и проверило машину, думаю, он не был бы так озабочен нагромождением камней. Я в это время нашла куст дикой смородины, и обдирала на чай. Руки пахли потом дня два. Настолько ядрены растения тех мест. Брод переехали удачно, цапанув днищем немного.
Не успели мы расслабиться, как опять начался подъем. На этот раз он был гораздо серьезнее , местами еще уже, с большим перепадом высот и уклоном дороги, причем на протяжении подъема и поворота нет возможности остановиться или скорректировать маневр. Доехали до очередного подъема, со святым деревом с ленточками. Посмотрели вниз, стояли как раз напротив Карагемского прорыва. Я много где была, и думала, что красивее увиденных мест нет, но такой красоты не ожидала. Отвесный скалистый противоположный берег, река как бурлящий котел, густые , темные лиственницы, прямо на склоне скалы, лиственницы странные с какими то сооружениями , похожими на инопланетные гнезда, (мы так и не поняли , рассматривая в бинокль, что это, «гнездо ети, мелькнуло в голове» ), совсем близко горы с нависшими снегами, и вдали - Катунский хребет. По прямой с Аргута около 28 км до Белухи. Этот путь проходим пешком и на конях .
Чуть ниже заметили два УАЗа, подумалось, туристы. Поскольку мы собирались спускаться , а они подниматься, мы хотели переждать, но они махнули рукой, мол езжайте. Двинули вниз, подъехав, увидели, что это местные, казахи. Два УАЗа - 9 мужиков. Ездят туда-сюда на покосы. Ничего себе, покосы. Остановились, поздоровались за руки. Поговорили. Костя спросил, где можно проехать, поскольку они перегородили путь. Те, не спешно ответили, «успеется», и обступили машину. В общем-то не зло так, и потом это не алтайцы, но как то было не по себе. Тут один начал разговор, что, мол, человек мучается с похмелья, надо полечить. Костя пошутил, что по такой дороге ездить выпимши не получится, те ответили, что только выпимши и можно. Сказали, что водки нет. Сказали, потому что знали, что попросят выпить с ними. А нам это никак нельзя было. В общем, по нормальному, распрощались и поехали дальше, впереди был крутой спуск с узкими поворотами и неприятными булыганами, с наклонами, в том числе в сторону обрыва. Через 5 километров мы вышли на слияние Аргута и Карагема. Правее пошла дорога на мост через Карагем. Но мы решили не ехать. Оставить это на потом. Нам хватило впечатлений.
Обратная дорога впечатлила не менее, и даже более, поскольку подъемы были серьезнее чем спуски. Приехали мы с мокрыми спинами, и не только от жары, которая стояла в этот день.
Конечно, на Аргут надо приехать еще раз. Оно стоит того
От моста в Самаху до слияния с Карагемом всего то 25 километров, а от стоянки нашей 36 км. Прокатались мы весь день. В лагере нас ждали Иля и Саша , обгоревшие, но отдохнувшие. Кспер тоже перегрелся и был не в настроении. Жара стояла далеко за 30. Они, наслаждались диким отдыхом, плавали, Саша валил сухостой, запасая дрова, в общем оттягивались как могли. Казахов, которые просили водки, они видели, те пронеслись как угорелые на двух УАЗах по перевалу.
Нас они снизу тоже запечатлели на фото …….
Вечером устроили долгие посиделки у костра, пока не начал накрапывать дождь.
Стало уже почти традицией, что пока мы стоим лагерем - погода способствует, дорога же всегда получалась в дождь. Это – к лучшему, поскольку в 30 градусную жару и пыль было бы ехать тяжело.


Часть 5
Фотоальбом этой части
Напишите мне

Hosted by uCoz