Часть 6. Актру - юг Телецкого озера - Акташ  

День одиннадцатый 26.07 альплагерь Актру- пер. Катуярык-стоянка на Чулышмане (недалеко от слияния с Чульчой) , 250 км.
Утро выдалось пасмурным. Мужикам хотелось побыстрее проехать 10 км до перевалки.
Костя сделал выводы о его чрезмерной щепетильности относительно камней и заботы о машине , но все равно напрягался.
Перевалы и обрывы - это, пожалуйста, а вот болота и камни в лужах - не для него. Ну не испытывает он кайфа от убийства машины.
По приезду на Актру неадекватно повел себя датчик генератора, но вроде потом все было ОК. Кроме того , что то шуршало в хабах. Хабы проверил - все ОК.
Но все равно то одну , то другую машину слегка колбасило. То водой залило, то грязью, то там подвинтили, то там подсушили, но ничего серьезного.
Обратная дорога была пройдена достойно на мой взгляд. Хотя после морены пошел противный дождь, съемка была невозможно, фотоаппарат моментально заливало, не говоря уж о камере. Кorando ехал первым. Большую лужу Костя бродил сам. Нащупал траекторию. Я вышла все-таки поснимать. Таки сел на камень всем весом , елозил какое то время туда сюда, и таки после 3-4 маневров слез. Это сидение оставило лишь небольшую вмятину на защите днища, что не могло не радовать и подтвердило надежность защиты
Брод через р.Актру на нижней перевалке прошли удачно, и…почти переправившись, встали. Внезапно дал о себе знать датчик генератора. Генератор не работал, мы ехали на аккумуляторе, который, сделав свою работу, пожелал нам счастливого отдыха.
Все это происходило в речке Актру недалеко от берега. Порывшись в капоте, и не поняв, что случилось с генератором, нашли выход. Саша предложил поменяться аккумуляторами, благо у него стоит мощный вариант, поскольку лебедка и др причиндалы требовали, и этого аккумулятора будет достаточно для нас. А наш он подзарядит во время движения у себя.
Из реки выехали, тем не менее продолжение путешествия было под вопросом. Впереди планировался Катуярык, юг Телецкого. В Акташе конечно же не нашли ничего похожего на ремонт генераторов или диагностику, единственный на всю деревню электрик умотал в город. Тем не менее, решено было ехать так как есть, меняясь аккумуляторами и подзаряжая Сашиным УАЗом. Желательным условием было отсутствие дождя, чтоб не тратить энергию на дворники и отсутствие передвижения в темное время суток, чтоб не тратить на фары.
Погода опять рыдала. Но ближе к перевалу дождь прошел. Пол-дороги я проспала. От Балыктуюля до Катуярыка дорога - практически автобан, не в пример прошлым путешествиям
Собственно и сам перевал претерпел изменения. Первый раз мы спускались по нему в 2003 году, второй раз подъезжали 2009 летом, пытались прорваться зимой 2010, но километров 10-15 не доехали, поскольку наша машина угодила в боковую снежную колею и мы долго откапывались, а разведчик, который поехал дальше, вернулся, его чуть не стащило в обрыв (на том перевальчике, что перед Катуярыком и с видом на озеро внизу.)
В 2003 году впечатления были незабываемыми, мы ехали в трех дверной Ниве. Я сидела сзади, на меня постоянно валились коврики и какой то туристический шмурдяк. Дорога в ту пору была уже, кривее, с камнями, зато не было машин. Совсем. Только пара ржавых ваялось под перевалом.
Теперь как на перевале , так и по дороге, и под перевалом, столпотворение.
Дорога расширена, осталось одно неприятное место внизу, вначале подъема, и то, оно неприятно для легковушек камнями и крутым подъемом. Видно, что дорога в этом месте разбивается постоянно, колесами легковых, которые буксуют на подъеме
Рядом, наверху с удивлением обнаружили строительную технику и начало спуска. Как оказалось, это альтернативный и видимо более пологий спуск, который бог знает когда построят, но когда построят, народу станет еще больше.
Внизу несколько баз, как под самим перевалом , так и чуть поотдаль.
Спустились без особых сложностей.
По берегам Чулышмана полно туристов. В 2003 году не было ни одного.
Сделана новая дорога.
Мы добрались до слияния Чулышмана и Чульчи. Там, где стояли дикарями, теперь огороженная территория. Родовые делянки местных. Теперь платные стоянки, есть баня, всевозможный прокат и гарантированная переправа на тот берег . В прошлый раз чтобы пойти на водопад Учар мы орали лодочника часов 5 на той стороне, а тот мирно спал с пьяных глаз сном праведника до полудня. Все таки доорались, и на водопад сходили
Мы нашли стоянку, чуть поотдаль платных, рядом, но так, чтобы и нам музыка не мешала и наш грозный Каспер не нарушал отдых других. Вечером пришел парнишка местный, администратор платных стоянок, сказал, что это тоже их территория, пригласил в аил, в баню и т.д., естественно мы пообещали оплатить, сказав, что наша грозная собака будет мешать отдыхающим, поэтому постоим здесь. «Грозная» собака же притихла в машине и не отсвечивала
Вечером сидели к костра, рассматривали звезды, созвездия и пролетающие МКС, спутники. Ночь теплая, никакого гнуса. На завтра планировалась батонная дневка. Надеялись на то, что тенденция с погодой «дорога-дождь, дневка - солнце» сохранится.
Учар в план не ставили, так, если будет сильное желание.
День двенадцатый 27.07 Дневка на слиянии рр.Чулышман и Чульча
Утром спали долго, во всяком случае мы. Костю умотал авто-переезд Актру, а я давно желала побатониться Солнце жарило с утра. Иля как водоплавающая занырнула и в Чулышман. Ближе к полудню появились легкие облака, было тепло, но не пляжно.
Разбудили крики журавлей, совсем рядом. Где то за полдень проснулся Костя. Зрители (Иля и Саша) заняли первые места в зрительном зале с биноклем. Они похожи были на пограничников, которые высматривают вдаль, нет ли лазутчиков. Реально же они заняли место в шезлонгах, с видом на «каменные грибы» и внимательно отслеживали в бинокль перемещение всех групп по тропе и обратно на грибы. Групп было много.
Как сказал Саша , что ходить на эти грибы, их и отсюда прекрасно видно, как на ладони.
А мы и не спорили. После завтрака тоже заняли места в зрительном зале с биноклем.
Потом мы смотрели в другую сторону, как переплавляются туристы на моторке к Учару.
Потом мы опять спали. Такого безделья не припомню давно.
Вечером была разведка на тему рыбной ловли. Тем более , что на том берегу постоянно маячил рыбак. Как выяснилось, там еще не заповедник и ловить можно. Саша же попробовал на этом берегу. Поймать не поймали, но кое-какие выводы сделали на будущее.
Завтра надо бы сняться, а то начали раскисать . Погода же не способствовала купанию и загоранию, вечером сидели в куртках.
День тринадцатый, 28.07 на слиянии рр.Чулышман и Чульча – юг.оз.Телецкого – пер.Катуярык - база недалеко от с.Акташ
С утра опять слышали журавлей. Утром выехали в сторону юга Телецкого. На полянах вдоль дорог увидели тех, кто ежедневно будил. Журавли мирно ходили рядом со стоянками не боясь. Танцевали диковинные танцы в паре. Грациозные птицы.
Последний раз посещали юг Телецкого в 2003 . Помню, как ехали через Коо и Балыкчу. Как настороженно рассматривали нас местные и дети. Какая неухоженная дорога была. Помню инцидент недалеко от Балыкчи, когда пьяный алтаец перевернулся с грузовиком на косогоре, а грузовик вез туристов. Была перепалка с ружьями, один из туристов сломал ногу, он оказался нашим знакомым.
Мы на Ниве довезли его в больницу Балыкчи, где ему накладывали шину. Ночевали тогда в недостроенной базе на мысе Кырсай, ночью на первом этаже была перестрелка между пьяными алтайцами. А мы спали на втором…Вот такие воспоминания….Залив у мыса Кырсай впечатлил не очень
Спустя 8 лет все изменилось. Выросло новое поколение детей, они приветливо машут туристам, местные, те которые имели делянки и могли, начали предлагать услуги по размещению, остальные предлагать своих коней базам и стоянкам и организованно и безопасно катать туристов, предлагают рыбу, но не за водку, а за деньги
В Балыкче построена новая, здоровенная школа
Строятся новые дома . Все выглядит чисто и красиво
Ворота в Балыкчу открывают два пацана, лет семи . Дали им по 10 рублей. Но стоят они там из-за рыбы. Предлагают по 50 р за хариуса копченого Мы что то затормозили по дороге туда, обратно купили последние 3 штуки.
В этот раз мы поехали прямо на пристань. Абсолютно расслабляющий пейзаж.
Желтый песок, ивы, похожие издалека на цветущие деревья, крыша единственного дома, заводь как зеркало, по другую сторону желтой косы, отражающая деревья и крышу дома………
Сизая дымка вдали над горами, окружающими озеро. Горы над вертолетной площадкой, недалеко от мыса Кырсай, в пышной зелени деревьев…… алтаец на коне ковбойской расцветки, не спеша едет вдоль берега…. Вертолет, кружащий низко…. Кораблики, причаливающие и забирающие сплавщиков с Чулышмана …….
Не знаю почему, фрагменты напомнили картинки Южного Китая и Вьетнама
Строятся летние домики, по моему «Золотой причал» база называется. Иля опять пошла плавать, ныряла долго… Остальные не отважились…..
На косе стояло пара палаток….подъехало еще 2 новосибирских машины…
Устроили небольшой пикник, прогулялись вдоль косы….все таки решили не оставаться….
Уединение возможно, но на короткое время….Кроме, того хотелось еще закольцевать Урсул и проехать через Ороктойский перевал.
Возвращаясь обратно, остановились у дороги, ведущей в Чебдарское ущелье. И уже сходу начали думать, как бы найти время в сентябре и сходить в пешку в ущелье. Застали хозяев зимовья, рядом с поворотом на ущелье. Поговорили на предмет оставления машины. До 15 сентября они в зимовье, можно приезжать. Дали телефон
Ехали до темноты, в районе Улагана погода испортилась, заливал дождь, аккумулятор пока работал. Доехали до базы между Акташом и Кураем. Там возможны и автостоянки. Но для автостоянок запрещено разведение костров.
Без костра делать было нечего, улеглись спать.


Часть 7
Фотоальбом Актру
Фотоальбом Телецкого
Напишите мне

Hosted by uCoz