К Белухе с юга. Технический отчет.  

Даты поездки: 7-15 июня 2008 г.
Автомобили:
1. Хюндай Акцент, 1995 г.в., экипаж 2 чел.
2. Судзуки Эскудо, 1996 г.в., экипаж 2 чел.
Маршрут: Новосибирск – Барнаул - Алейск – Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Староалейское – Михайловка – Шемонаиха – Усть-Каменогорск – Горная Ульбинка – Серебрянск – Зыряновск – Катон-Карагай – Урыль – Берель – Язевка – Язевое озеро – Язевка – Рахмановские ключи – Берель - Урыль – Катон-Карагай – Зыряновск – Голубой Залив – Горная Ульбинка – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – Новосибирск.
Общая протяженность маршрута 2600 км.
Район путешествия – Алтай в пределах Восточного Казахстана. Общую информацию о регионе можно почерпнуть здесь: http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/eastern_kazakhstan.shtml
Подготовка к путешествию:
Поскольку Казахстан – отдельное государство, а район Белухи является пограничной территорией, для иностранцев обязательно наличие пропусков. Конечно, можно на свой страх и риск поехать без соответствующего документа, тем более, что погранпост в Урыле не работает, но в целях полной безопасности рекомендуем все-таки получить пропуск, тем более, что это нетрудно.
С картами Казахстана туго, в том числе в самом Казахстане. Мною были распечатаны генштабовские карты – 5 и 2 километровки с сайта http://maps.poehali.org В Усть-Каменогорске купили только карту города со схемой области, очень приблизительной.
Про наклейку RUS я, честно говоря, забыл. Но лучше всё-таки её купить, не каждый раз везет при встрече с дорожной полицией.
Бензин 92-93 в Казахстане на июнь 2008 г. стоил в пересчете на рубли примерно 19-50.
При общении с дорожной полицией (Жол полициясы)следует помнить, что правилами определено, что превышение скорости более чем на 20 кмч означает возможное лишение прав. Внешне сотрудники и автомобили дорожной полиции выглядят как и наши, ошибиться трудно.
Алгоритмы получения пропусков и прочих разрешительных документов для поездки в район Белухи в Казахстан:
1. Не менее чем за 10 дней (а лучше раньше) до поездки необходимо позвонить в миграционную полицию ДВД Восточно-Казахстанской области по тел. +7 7232 23 43 48, 23 42 46, 23 42 92. Нам пропуска оформляла Гульмира. По факсу или мейлом отправляются заявление на получение пропуска и копии паспортов заявителей включая страницу прописки. По прибытию в Усть-Каменогорск заявление получается бесплатно по адресу Ворошилова,1. Никаких проволочек не было.
2. На границе в Михайловке с российской стороны порядок прохождения следующий: по разрешению инспектора въезжаете на территорию поста, выходите из автомобиля, подаете инспектору права и техпаспорт, получаете пропуск на въезд-выезд. Затем проезжаете вперед к таможне, входите и от имени водителя заполняете декларацию. В декларации не нужно указывать все багажные места, достаточно указать, что он есть. Подаете декларацию, паспорт водителя, документы на автомобиль (в том числе генеральную доверенность, если есть), пропуск. Таможенник заносит сведения в компьютер и отдает паспорт с документами, пропуск, декларацию оставляет себе. Выходите, предоставляете автомобиль на досмотр, который, как правило, заключается в осмотре багажника, бардачка и заглядывании под сиденья. Далее проезжаете вперед к домику пограничников. Туда по очереди заходят с паспортами все, в том числе пассажиры. Водитель с паспортом подает пропуск. Затем подъезжаете к посту выезда, где пограничник проводит еще один осмотр автомобиля, забирает пропуск и вы едете к казахской таможне 2 км.
3. На границе с казахской стороны подъезжаете так же к первым воротам, въезжаете внутрь, получаете у инспектора на въезде пропуск по тому же сценарию. Оставляете автомобиль и вместе с пассажирами входите в здание. Берете бланк миграционной карты и заполняете. В графе «принимающая сторона» можно написать просто «Усть-Каменогорск». Отдаете пограничнику паспорт и заполненную миграционную карту, а также пропуск, смотрите в камеру. Не забудьте, что миграционная карта действительна только 5 дней, после чего её ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо продлевать в местных отделениях полиции. После пограничника пассажиры идут через помещение на выход, водитель направо к таможеннику, показывает документы на автомобиль, заполняет обязательство на вывоз автомобиля из Казахстана. В обязательство ставится отметка, документ отдается водителю. Водитель идет к автомобилю и проезжает на досмотр. В отличие от российской таможни, досмотр проводится один раз. Сценарий примерно тот же. Далее проезжаете к выезду, отдаете пропуск инспектору – проезд свободен, вы в Казахстане. Не забудьте тут же, в кафе, купить страховку ОСАГО, цена около 200 руб. Деньги можно не менять, если заправились в России, бензина хватит до Усть-Каменогорска, где обменников больше и курс может быть выгоднее. На июнь 2008 г. он составлял примерно 5,1 теньге за 1 руб.
4. Миграционную карту лучше всего продлевать в полиции Катон-Карагая. В заявлении целью приезда пишите «туризм», место проживания мы написали как есть, Язевое озеро. Миграционка продлевается в течение нескольких минут.
5. Для посещения Катон-Карагайского природного парка необходимо получение пропуска в управлении парка по адресу: Катон-Карагай, ул. О.Бокеева,115, тел. +7 72342 2 13 45, 2 17 96. Пропуск получается легко и быстро, стоил на июнь 2008 г. около 50 руб. за день пребывания с человека. Пропуск проверяется инспекторами в Язевке и на Язевом озере.
6. На выезде из Казахстана алгоритм прохода такой же, как на въезде, за исключением того, что вы отдаете таможеннику обязательство о вывозе автомобиля, а пограничнику – миграционную карту.
День первый, 7 июня. Новосибирск – Алейск, 350 км. Федеральные трассы М52 и А349 во вполне удовлетворительном состоянии. Через Барнаул лучше проезжать по новому мосту, потому что таким образом город практически минуется. По указателям держим направление на Рубцовск. Ночевка у моих родителей.
День второй, 8 июня, Алейск – Усть-Каменогорск, 500 км. Ехали с 10.00 до 18.00, с таможней и остановками в Усть-Каменогорске. С трассы А349 сворачиваем в районе Поспелихи по указателю Курья-Змеиногорск. Дорога Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Староалейское – Третьяково в хорошем состоянии. От Третьяково до Михайловки всего 5-7 км. ровной щебенки. Курью проходим по объездной, берем направление Змеиногорск, в последнем ищем указатели на Староалейское, в Староалейском появляется указатель на Шемонаиху.
Время прохождения таможни непредсказуемо. В сторону Казахстана мы прошли обе таможни за полтора часа, обратно – более шести. Причем оба раза мы подъехали примерно в одно и то же время, в 2-3 часа дня по-новосибирски. Время в Казахстане отличается на 1 час в меньшую сторону, т.е. 2 часа от московского.
В Казахстане очень аккуратные водители, что в городах, что на трассах.
До Шемонаихи дорога вполне приличная по казахским меркам, без неровностей и разбитых мест, потому что заасфальтирована несколько лет назад. В Шемонаихе выезжаем к аварийному мосту через Убу, по которому движение осуществляется с помощью светофора только в одну сторону по очереди, примерно как на Айском мосту или в Бирюзовой Катуни. После моста пост, с которого поворачиваем налево. Далее до Усть-Каменогорска по дороге несколько поворотов, ехать по указателям. Дорога по нашим меркам плохая, с неровностями и разбитыми участками. По казахским – вполне хорошая, дальше будет хуже. В Усть-Каменогорск въезжаем со стороны аэропорта, едем прямо не своричивая, вначале по ул.Бажова, затем проспекту Независимости (бывший Ленина). После площади Ушанова перед мостом через Ульбу поворачиваем мимо дворца спорта налево на проспект Абая. Через пару кварталов заезжаем в миграционную полицию на ул.Ворошилова,1. Меняем деньги, затем продолжаем движение по пр. Абая. По пути можно заехать на рынок «Дина» (будет дальше по проспекту Абая, по левую руку) и купить фруктов и овощей.
По проспекту Абая движемся не сворачивая, выезжаем из города вдоль железной дороги. Проезжаем пос. Каменный карьер, после него слева будет Конный двор. Сразу после него сворачиваем налево и едем к узкому подвесному мосту через Малую Ульбу, еще более узкому, чем Айский. Большой джип вряд ли пройдет по ширине.
После моста сворачиваем направо и едем через деревню Новоульбинка. Дорога плоховатая, каменная, но вполне проезжая для седана. Общая протяженность до места стоянки 3-4 км. После первой части деревни проезжаем небольшой подъемчик с прижимом, на развилке вверху сворачиваем резко направо вниз, затем вдоль реки проезжаем вторую часть деревни, выезжаем на небольшое плато вверх, спускаемся резко вниз (обратно будет тяжеловато, но подняться можно на любой машине, в том числе переднеприводной), переезжаем ручеек, сворачиваем направо – и мы на прекрасной поляне для стоянки. От города всего 15-20 км., а ощущение как далеко в горах Алтая.
День третий, 9 июня. Ульбинка – Большенарымское. 270 км. Ехали с 17.00 до 23.00. От Ульбинки до Катон-Карагая очень мало мест для палаточной стоянки! Выезжаем обратно к Конному двору, сворачиваем налево. Дорога – сильный серпантин, к тому же не очень ровная, с разбитыми участками. Через 30 км. она соединяется с новой трассой от Усть-Каменогорска на Катон-Карагай. Серпантин продолжается дальше, до Серебрянска и немного за него, всего около 60-70 км. Направление нужно держать на Зыряновск. На трассах АЗС очень мало, как у нас примерно лет 15 назад.
После Серебрянка дорога становится менее извилистой, выходит из леса, затем подходит к Бухтарме. Вдоль дороги свертки в сторону водохранилища, к базам и местам отдыха. Качество дороги не улучшается, ровные участки асфальта часто перемежаются с полностью разбитыми, разогнаться быстрее 80-90 не удается.
После Тургусуна дорога переходит по мосту Бухтарму. Вокруг Зыряновска есть объездная дорога, по указателям едем в сторону Большенарымского. Качество дороги остается прежним. У Большенарымского видно вновь водохранилище, но подъезжать к нему мы не стали, район вокруг него там заболоченный. Встали в жутковатом месте на речке Нарым между Большенарымским и Малонарымским.
День червертый, 10 июня. Большенарымское – Катон-Карагай – Язевое озеро. 200 км. Ехали с 10.00 до 18.00, с заездом в Катон-Карагай и 2,5 часами подъема от Язевки до озера.
Дорога от Большенарымского до Катон-Карагая и дальше почти до Урыля – самый лучший участок из встреченных в Казахстане. Дорога асфальтированная, ровная, почти без кочек, прямая, идет по межгорной котловине.
В Катон-Карагае продлили миграционки, получили пропуск в природный парк, приобрели немного продуктов, пополнили запасы воды в источнике, заправились под край. Дальше АЗС я видел только в Урыле.
Перед Урылем асфальт кончается. В Урыле есть погранпост, неработающий. Далее щебенка, уходящая в лес. Перед Берелью сворачиваем через мост налево в деревню, проезжаем её насквозь по главной и едем дальше, в сторону Рахмановских Ключей. Первый мост пропускаем, далее на развилке прямо дорога идет на Рахмановские ключи, налево – в Язевку (теперь называется как-то по-казахски, о чем есть табличка) и далее на Язевое озеро. В Язевке останавливаемся у первого дома слева, там живет молодой инспектор, который должен проверить пропуска и открыть шлагбаум в конце деревни. Он же может организовать заброску к Белухе на лошадях.
Дальше полевая дорога с постоянным подъемом вверх, примерно как в сторону Катуярыка после Балыктуюля на нашем Алтае. В дождь местами могут быть проблемы. Через 8-9 км. дорога подходит к самому сложному участку – каскаду водопадов. Уклон большой, много камней, для переднеприводного седана самостоятельный подъем проблематичен. Тропа к каскаду ведет от таблички, стоящей у дороги. Шум слышен с дороги, каскад совсем рядом, метрах в трехстах. До озера остается 7 км. каменистой дороги.
День пятый, 11 июня. Пробег минимальный. Съездили обратно к водопадам и вперед до границы с Россией. Граница проходит в районе старой лесопилки, в 5 км. от базы. Обозначена только ржавыми табличками «Катунский заповедник» Дальше не поехали, но дорога для джипа есть вполне проезжая и дальше. Координаты начальника смены инспекторов базы Язевое озеро: Толеубек Елеукенов, с.Урыль, ул.Кирова,75-2, т. +7 72342 63 3 30. Обращайтесь, поможет.
Коней для похода к Белухе (Нижний лагерь, около 30 км. от Язевого озера) можно через него, либо через инспектора в Язевке, либо самостоятельно добраться до зимовья Серсембай (12 км. от Язевого озера в сторону Белухи, проезжих на джипах) и нанять коней там. В начале июня хозяин зимовья туда еще не прикочевал.
День шестой, 12 июня, Язевое озеро – Язевка – Рахмановские ключи – Берель – Катон-Карагай – Зыряновск – Голубой залив. 450 км. Ехали с 11.00 до двух часов ночи, с нахождением на Рахманах около 2 часов. Дорога на Рахмановские ключи от развилки первые 7 км. вполне нормальная щебенка, затем 10 км. очень тяжелого подъема, местами с трудом проходимого для седана по причине булыжников и сильных неровностей, совпадающих с крутыми подъемами. Дальше 5 км. нормального спуска.
Указатель на Голубой Залив стоит на дороге в районе пос. Селезневка, после поворота на Новую Бухтарму. Около 8 км. пыльной дороги. Где там можно остановиться, там и не разобрались, ночевали в машинах.
День седьмой, 13 июня. Голубой-Залив – Ульбинка. 80 км. Дорога обратно на первую стоянку. Заняла около 2 часов.
День восьмой, 14 июня, плавно переходящий в девятый, 15 июня. Ульбинка – Новосибирск. 850 км., ехали с 10.00 до 6.00 утра следующего дня. Останавливались в Усть-Каменогорске примерно на 3 часа, стояли на таможнях более 6 часов. С российской выехали в 9.30 вечера. В Новосибирск прибыли в 6.00 утра 15 июня.


На главную страницу отчета о путешествии
Напишите мне

Hosted by uCoz