ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОКОНЧАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ  

День одиннадцатый, 30 июля. Шира – Туим – оз.Инголь.
Это был последний наш день в Хакасии, и не менее насыщенный, чем предыдущий.
Утро выдалось таким чудесным, что просто не поддается описанию. Пацаны спали, как сурки. Светило яркое солнце, ветра не было совершенно, ласковые волны солоноватого озера напоминали теплое южное море. Я с превеликим удовольствием опустил своё уставшее тело в приятнейшую, чистейшую, теплую воду. Пока я купался, наш лагерь посетил наглый толстый суслик, который меня даже не испугался, лениво уйдя, а затем опять вернувшись.
Пацаны встали, а на горизонте появилась здоровая грозовая туча. Пока мы еще раз купались, она обрушилась на курорт проливным дождем. По ровной глади озера вначале пошла рябь, а потом довольно серьезные волны. Мы успели собраться до начала дождя, не позавтракав. Пока проехали до беседки с источником – дождь кончился, и мы решили тут же и позавтракать, недалеко от большой таблички «Всё для вас, отдыхайте!»
Цель дня – Туимский провал, красочно описываемый в справочнике. Это бывшая гора с шахтами, которую взорвали, после чего она провалилась куда-то в тартарары. На месте горы образовался гигантский провал типа жерла вулкана, на дне которого озеро неизвестной глубины, а высота стен провала – 135 метров. Чтобы попасть в Туим, нужно с трассы в сторону Ужура повернуть в Ширу, проехать через весь город мимо базара и вокзала, и далее 20 км. в сторону Туима.
Туим – шахтерский поселок, в котором, похоже, большие проблемы с работой. Пацаны прямо на дороге стоят с табличками «покажу провал». Но и без них проехать проблем не составляет. Мы немного промахнулись и проехали туда с обратной стороны, мимо ледяных пещер. А можно проехать быстрее, повернув в городке на заброшенный завод, хорошо видный с правой стороны. На повороте там еще идет теплотрасса поверх дороги, большой дугой. На этом заводе тоже впору снимать «Сталкера». Мимо него, держась левее, можно проехать к подножию горы, туда, где проводят экскурсии внутрь провала, через шахту. Далее ведет дорога вверх, к площадке у края верхней части провала. Мы вначале оказались вверху. Вход там платный, деньги небольшие, рублей 30. На краю есть смотровая площадка. Зрелище, конечно, впечатляющее, описать слов не хватит! Тут же купили сборник фильмов о Ширинском районе.
Спустившись вниз, взяли экскурсию внутрь провала. 100 руб. с носа. Нам дали шахтерские каски и болотные сапоги. Проводник провел нас через холодную шахту по не менее холодной воде, достигавшей местами почти под край сапога, гораздо выше колена. Изнутри провал не менее впечатляющ. Ваня-старший не преминул искупаться в ледяной воде провального озера.
На провал мы потратили часа два. Далее наш путь продолжился на выход, в сторону Ужура. По дороге заехали на местное «Мертвое море» - оз.Тус. Не впечатлило, Яровое гораздо лучше и соленее, кстати. А вот внешний вид долины Белого Июса впечатлили еще как! Фотографии никак не могут передать природный размах и ощущение сказки. Это настоящий мир «Властелина Колец»! Огромная гора-крепость слева, гигантская долина реки. А вдалеке видны так называемые «Сундуки» - мистическая горная гряда, которая, по мнению академика Ларичева, не один сезон там работающего, является большой природной обсерваторией, которую использовали древние.
Уже подуставшие от почти двухнедельных впечатлений, мы двинулись в сторону дома. Копьево, затем Ужур, после которого мы повернули на Шарыпово. Оттуда двинулись мимо промзоны ГРЭС в сторону Тисуля. Ночевку решили сделать на оз.Инголь. Озеро, конечно, красивое, слов нет, но вокруг него всё настолько загажено туристами – сил нет никаких. Ну что за свинство! Палатку ставили посреди вонючих куч мусора, недалеко от пионерского лагеря.
В озере, видимо, много рыбы. И вечером, и утром она постоянно выпрыгивала из воды по всей глади озера.
День двенадцатый, 31 июля. оз.Инголь – Кемерово – Бийск.
Вновь становилось очень жарко. Выехали не очень рано, в Кемерово были к обеду. Отправили Ваню-старшего вместе со снаряжением и катамаранами автобусом в Новосибирск, а сами вдвоем отправились в сторону Бийска, к родственникам, чтобы отдохнуть еще пару-тройку дней, до окончания отпуска. От Кемерово поехали на Ленинск-Кузнецкий, затем по автобану до Белово, откуда повернули на трассу Кузбасс-Алтай. Можно было, конечно, через Новокузнецк – Кузедеево, так было бы даже ближе, но уж больно хотелось посмотреть на дорогу, построенную по железнодорожному полотну. Единственное, что я не рассчитал – это бензин. На трассе от Белово до Залесово одна-единственная АЗС, примерно посередине. Мне еле-еле хватило бензина, как-то забыл заправиться, расслабился.
Дорога, несомненно, красива и качественна. Идет она по Салаиру, таежным невысоким горам. Но всё-таки горам. И при этом нет ни подъемов, ни спусков, ни резких поворотов. Через каждое ущелье построены огромные, плавно изгибающиеся путепроводы. Едешь по ним – как летишь над ущельем. Такие я видел на немецких автобанах в районе Альп. Сказка, а не дорога. До Залесово долетели на одном дыхании и на последнем бензине. Дальше решили повернуть на Заринск. Дорога резко ухудшилась. От Заринска – на Новоалтайск и дальше по привычной уже М52.
У родственников гостили пару дней. Купались в Песчанке, ездили на праздник – спортивный турнир им. Евдокимова в Верх-Обское.
Итого за всю поездку мы прошли более 3500 км. на авто и где-то 150 на катамаранах. Получили массу приятных впечатлений и заряд бодрости на предстоящую зиму. Открыли для себя удивительную страну – Хакасию, во всех её проявлениях.
Советую, поезжайте туда, не пожалеете!


Карта автомобильной части маршрута
Фотоальбом поездки
Назад к отчетам

Hosted by uCoz