После приобретения автомобиля, который позволил отъезжать хотя бы чуть-чуть от привычных трасс, вспомнили, что на Алтае есть места не только для привычных нам пешего и автодорожного туризмов, но еще и внедорожного но всё-таки тоже автомобильного. Вспомнились очень интересные места с малоизвестными наименованиями на карте Алтая.
В сентябре была совершена попытка пробраться к одному такому месту – озеру Манас, недалеко от поселка Эдиган, что по тупиковой трассе за Чемалом. Попытка была не совсем удачной, да, собственно, задача обязательно добраться не ставилась, потому что ехали в одно авто. На болотине в низине после второго перевала, уже у подножия горы, за которой находится озеро, не рискнули двигаться дальше, увидев следы активной борьбы УАЗа с бездорожьем. Ни лебедки, ни хайджека пока нет, да и лебедиться там не за что, вокруг ни кустика. Но общее впечатление от мест, подчеркнутое шикарной для сентября, практически летней погодой, было ярким и незабываемым. Хотелось еще раз туда приехать, что и запланировали на ближайшие праздники, начало ноября.
Кроме того, было обнаружено еще одно интересное место – перевал Каянча, который вел от Онгудая к Катуни напрямую через горы.
На этот раз поехали в 2 машины, нашими попутчиками стали опытные джиперы Дима Быков и его жена Катя на Toyota Surf. Так не только веселее, но и надежнее.
План был таков: 4 ноября добраться до Онгудая. 5-го двинуться на перевал Каянча, вернуться назад и через Ороктойский перевал выйти в долину Катуни в Чемальский район, с тем, чтобы 6-го числа съездить в сторону Манаса и вернуться домой, в Новосибирск, поскольку 7 числа мы уезжали в двухнедельную командировку.
Для ночевок были забронированы коттедж на базе «Барская усадьба» в Онгудае и достигнута договоренность о ночевке на базе у маральника крестьянского хозяйства Карлагаш у Ороктоя, которую мы совершенно случайно обнаружили и там же останавливались в сентябре.
Особо не готовились, машина на мудовой резине 32 дюйма, лифтованная слегка. Единственное, что сделал дополнительно, да и то независимо от этой поездки, а по плану – поставил на днище шерифовскую защиту. Хотя после лифтовки за полгода не цеплялся серьезно ни разу. Да и в этой поездке, честно говоря, даже этикетка новой защиты до конца не стерлась. Впрочем, ничего особо серьезного не проходили, и цель была – легкая прогулка с небольшими элементами оффроада.
4-го выехали раненько, затемно. До Онгудая добрались по привычной трассе, практически на автопилоте. Небольшим приключением была помощь Димы незадачливым нерадивым обладателям японопрома, не уследившим за ремнем ГРМ (никогда не понимал, как можно вообще довести до этого надежную япономарку). Они были дотащены по трассе М52 километров 60 до поста в Троицком. Погода почти до Бийска нещадно дождила, но перед ним было неожиданно сухо, а дальше, в горах, стояла чудеснейшая, ясная, сухая погода глубокой осени. Нам несказанно повезло уже во второй раз, после сентября. Наверное, в компенсацию за два ужасных лета.
Уже часа в 3 дня мы заехали во двор базы «Барская усадьба». База находится прямо в Онгудае, но место тихое. Открыли ворота, заехали, познакомились с хозяевами и громадным добродушным старым сенбернаром, который сидел в клетке, и которого я поначалу даже не заметил, поскольку он смирно наблюдал за нашим прибытием, ни разу не гавкнув. Номера коттеджа в принципе соответствуют своей цене, вполне качественные. Во дворе есть бассейн, с подсветкой, вода была налита, но для красоты, поскольку погода купанию на открытом воздухе явно не способствовала.
Поскольку мы прибыли достаточно рано, почти не устали, решили скататься по новой строящейся трассе на некий строящийся же президентский комплекс в устье Урсула. Времени до наступления темноты для этого вполне хватало. Дорога начинается в нескольких километрах после Онгудая далее по трассе М52. Уходит она влево, вдоль Урсула. Практически сразу после въезда на неё видна грандиозность мероприятия. Трасса буквально вгрызается в сужающиеся ущельями к Катуни горы. Ранее там проходила всего только конно-пешая туристическая тропа. Сейчас это широченная дорога, в которую явно вложен не один миллиард непонятно чьих денег. Впервые увидели, что такое строительство горной дороги. Количество пригнанной и активно работающей техники не поддается исчислению. Вся она в основном из Новосибирска. Трудно сказать, хорошо или плохо – строительство такой трассы. Хорошо для матрасных туристов и отдыхающих и очень плохо для природы. Возможно, у нас когда-нибудь и научатся совмещать природные красоты с произведениями человеческих рук, как это происходит в той же Швейцарии, но сейчас это пока далеко от желаемого.
Дорога привела нас на крутой берег Катуни у места впадения в неё Урсула. Мы не стали ехать дальше, хотя дорога не кончалась, было мало времени, чтобы засветло вернуться на трассу, а лучше было сделать это именно засветло, чтобы не подвергнуть себя опасности быть затоптанными гигантской строительной техникой. Говорят, дорога далее идет вдоль берега Катуни практически до бывшей деревни Каянча.
Вернувшись обратно, остаток вечера посвятили отдыху.
Ночью слегка подморозило градусов до 15 ниже нуля наверное, но утро 5-го ноября было чудеснейшим. Яркое солнце, быстро повышающаяся температура. С трудом разбудив хозяйку и расплатившись за ночевку, в районе 9-ти утра мы выдвинулись в сторону перевала Каянча, задумав взять его прямо в лоб, по самому крутому уклону, потому что было совершенно сухо. Опросив местного жителя, получили направление. От АЗС примерно в середине пути М52 мимо Онгудая нужно свернуть строго перпендикулярно трассе и ехать прямо на горы, в сторону ферму у их подножия. От неё и начинается подъем на перевал. Уклон действительно был неслабый, но в сухую погоду подъем совершенно прост для любого полноприводного автомобиля. Ближе к вершине перевала лежал снег. Недалеко от вершины открывается чудесный вид на Онгудай сверху. Вершина перевала была совершено в снегу, пока неглубоком. Дело в том, что подъем идет по юго-западному склону, освещаемому солнцем, а спуск – по северо-восточному, где солнца меньше. На первом же спуске мой обутый в мудовую резину корандо весело и неуправляемо покатился вниз, остановившись только после того, как я, под веселый стрекот АБС, вывернул на обочину в траву, предварительно успев по рации предостеречь Диму от немедленного следования за мной. Слегка схватив адреналина, далее мы двигались уже очень осторожно. Медленный спуск на 2 пониженной решил проблему скольжения по снежным уклонам. Кроме того, я предварительно совершил пробный заезд обратно по снежному склону, завершившийся удачно. Снега не так много, а под ним твердый грунт.
Встретили местных жителей в лице нескольких глухарей, которые почему-то не пожелали встретить нас хлебом-солью, а предпочли ретироваться, предварительно, правда, попозировав для фотосессии.
Обжегшись на первом спуске, дальше проверяли поначалу каждый последующий. Но удачно проехав один достаточно сложный, расслабились. Как оказалось, зря. Некоторое время дорога шла вновь по освещенным уклонам, снега не было. А дальше началось то, о чем предупреждал нас местный алтаец, когда говорил, что он даже УАЗ жалеет там ездить – дорога по руслу речки Каянча. Вроде ничего такого сильно опасного не было. Ну камни, ну вода. Ну ЛЕД. Последний и сыграл потом с нами злобную шуточку. Ехали себе, любовались окрестными видами. Километра 3-4 еще проехали, в том числе несколько вроде бы небольших уклонов. Ну какие там спуски-то по руслу? И уперлись в, как бы это точнее назвать, бобслейную трассу без бортиков. Тут уже стало понятно, что дальше можно ехать только на железных колесах с шипами, как у довоенных тракторов. Или на гусеницах. Остановились, полюбовались природным творением, а некоторые и скатались на корточках по руслу. Решили, что стоит уже разворачиваться, до цели не добраться. Развернулись, найдя небольшие карманы, двинулись обратно, и тут джип идущего первым Димы начал шлифовать лед на небольшом, казалось бы, уклоне. Вот и первое приключение. Но нестрашно. Лопата (хотя всего лишь МСЛ) была, с её помощью где подрубили ледок, где подсыпали грунт, и минут через 15-20 трудов Дима благополучно выехал. Выехать мне по его следам и подготовленному пути было уже делом техники. Дальше проще, проехали весь путь обратно спокойно, спустились вниз и незамедлительно двинулись в сторону Ороктойского перевала по самому легкому варианту – беря его сверху вниз. Дима с Катей буквально за месяц перед этим его уже осилили, так что дорога им была хорошо известна, и они были выдвинуты в лидеры, а мы следовали за ними.
До вершины перевала со стороны М52 (в сторону Нижней Талды сверток) дорога в сухую погоду - практически автобан. Странно, что до сих пор не сделали её более капитальной, получилось бы отличное кольцо для туристов, желающих за одну поездку исследовать и Чемальскую зону, и дальний Алтай. Видимо препятствием являются несколько маральников по пути. Нам пришлось несколько раз открывать их ворота для проезда и закрывать их за собой. По пути встретили новосибирцев на Toyota RAV со значком клуба «402 км». Не знаю, поднялись ли они на перевал со стороны Ороктоя либо просто возвращались с его вершины обратно на М52. Для такого авто подняться на Ороктойский перевал – практически подвиг.
С вершины перевала открывается чудесный вид на Куминские белки. И если подъем на него со стороны М52 практически незаметен, то спуск весьма и весьма крут. Мы бы, конечно, поднялись по нему, если бы ехали от Ороктоя, но это не было бы простой прогулкой, как на перевал Каянча. На спуске-то и то пришлось немного попотеть, проезжая несколько неприятных боковых уклонов. В нижней части перевала увидели старый мраморный карьер, давно не используемый. Уже почти у заборов Ороктоя встретили семью на стоковом крузаке, собиравшуюся штурмовать перевал. Дима им что-то сказал, мужик почесал репу, они всё-таки поехали дальше, но метров через 100 встали в раздумьях. Не знаю, решились ли они следовать дальше. Световой день заканчивался.
Проехав деревню, мы двинулись к маральнику Карлагаш. По пути встретили одного из хозяев, Василия. Нас ждали. Устроившись на базе при маральнике, попросили затопить баню и славно попарились. День был плодотворный, погода продолжала нас радовать, наступило чувство полного умиротворения и удовлетворения. Ночью спали крепко.
Утро было ясным, солнечным и морозным. Температура к рассвету упала примерно до 15-20 градусов ниже нуля. Встали не сильно рано, спокойно собрались и выдвинулись в сторону Манаса. Быстро добрались до Эдигана, по пути полюбовавшись на ходу осенними катунскими порогами Телдекпень 1 и 2 под ороктойским мостом. После Эдигана проехали до маральника уже привычным путем, как ехали в сентябре. На этот раз мы шли первыми, как знатоки маршрута. Снег начался практически сразу с подъема на первый перевал, от маральника. Причем снег гораздо более существенный, чем на спуске с Каянчинского перевала. Впрочем, он лежал на сухом грунте и было совершенно не скользко. Подъем практически прогулочный для джипа. Ноябрьский вид в первого перевала уже разительно отличался от сентябрьского – вокруг всё заснеженное, хотя пока и не очень сильно. Как в сентябре, поехали левее основной колеи, памятуя про тогдашние болотины. Но на этот раз они замерзли, и пока мы корячились по колее слева, с хорошим уклоном, мимо нас по основной лихо промчался на обгон крузер с прицепом, на котором стоял снегоход.
Вид второго перевала еще более разительно отличался от сентябрьского. Снега было уже сантиметров 15-20, вокруг всё ослепительно блестело и напоминало вид дороги из Курая на Актру в предыдущем январе, разве что снег был, конечно, несколько менее глубокий.
Зимний вид окрестностей и колеи в снегу отличались от осеннего. Решили расспросить о дальнейшем пути обладателя крузера и снегохода, занимавшегося разгрузкой прицепа недалеко от нас. Он посоветовал примерный путь, но сообщил, что мы вряд ли продвинемся далеко, разве что до подножия горы Манас, за которой, соответственно, и находится искомое озеро, к которому в любом случае можно добраться только пешком. Либо перевалив пешим ходом через гору, оставив машины у подножия, либо объехав её слева и далее всё-таки пройдя пешком некоторое расстояние.
Болото, которое в сентябре мы в одну машину не решились преодолеть, было под слоем снега и в неизвестном состоянии, поэтому мы пошли чуть выше его, как и советовал местный. Спустились лихо и просто, лишь в одном месте зародился червь сомнения – а поднимемся ли обратно. Однако червь был быстро затоптан оптимизмом и восторгом от окружающих красот. Добраться до озера, как мы понимали, нам не удастся, поскольку пеший переход не входил в наши планы. Но нам было достаточно того, что есть. Спустившись вниз и вдоволь покуролесив по заснеженной целине, остановились на пикник на камушках, поросших невысокими соснами. Полюбовались в бинокли на окрестные горы, почаевничали, и через час двинулись обратно. Задача была – засветло спуститься к Эдигану. По ровной целине проскочили по своим следам быстро и беспрепятственно. Однако далее возникла трудность. Ехавший первым Дима не смог с ходу взять подъем. Дали о себе знать довольно глубокий снег, прямой и одновременно боковой уклоны, а также грязевая, МТ-шная, далеко не зимняя резина. Несколько попыток штурма не привели к результату, машина беспомощно сваливалась в боковое скольжение. Моя попытка взять этот же подъем в лоб успехом также не увенчалась по тем же причинам. Однако я увидел, что правее есть следы, обходящие основную колею. С третьей попытки, сваливашись на первых двух в то же боковое скольжение, я с трудом преодолел подъем по этим следам и встал на основную колею впереди Димы. Залебедившись за моё авто, он вытянулся выше и смог, наконец, вырваться из скользкого плена. На все попытки мы потратили примерно полчаса. На следующий перевал двинулись уже по основному пути, не обходя замерзшие болотины. Почти в начале спуска со следующего перевала нам встретился джип клуба «402 км», сообщивший, что следом за ним едут еще 3 машины. С ними мы смогли аккуратно разойтись на узком спуске.
Дальнейшее было делом техники. До Эдигана спустились засветло, недалеко от ороктойского моста попрощались с Димой и Катей, поскольку нам нужно было обязательно доехать домой в этот же день, поскольку 7 ноября мы уезжали в командировку. Они же не торопились и планировали остановиться на еще одну ночевку на ставшей любимой базе «Горный воздух».
В районе часа ночи мы уже были дома. Так закончилась наша очередная прогулка на Алтай, открывшая нам еще одни его красоты.