На государственный праздник 12-14 июня я совершил торжественный объезд ближайшего к Новосибирску крупного водоема – Новосибирского водохранилища, именуемого в народе «Обское море», как его и буду дальше называть.
Для справки: Водохранилище образовано плотиной ГЭС и располагается на территории Новосибирской области и Алтайского края, от Новосибирска до Камня-на-Оби. Создано в середине 50-х. Площадь 1070 кв.км., объем 8,8 куб. км., длина 185 км., максимальная ширина 18 км., глубина до 23 м. Есть много островов. Судоходно, есть рыбозавод и рыболовные сейнеры.
Море оказывает существенное влияние на климат в сторону некоторого смягчения. Летом вода прогревается до 25 градусов. Иногда дуют сильные ветры и поднимают волну 2-3 метра. Вокруг моря большое количество санаториев, баз и просто мест отдыха на любой вкус. Народ приезжает не только новосибирский, но и из многих других городов. Помимо отдыха здесь хорошая рыбалка, грибы, ягоды, в общем, всё, что душе угодно. Недостаток самый большой – комары и мошки. Их много в июне, меньше в июле и практически нет в августе.
В момент создания водоема был затоплен один город (Бердск, он перенесен выше) и 70 деревень, кажется, точно не помню. Берега постоянно подвергаются эрозии, подмываются. До сих пор из воды лезет топляк.
Дороги есть по обе стороны водоема, но если по левой стороне можно без проблем добраться вдоль по берегу до самого Камня-на-Оби, то по правому все не так просто. Хорошая дорога только до Завьялово (не путать с алтайским Завьялово с его солеными озерами). Вот и решил я исследовать возможность проезда вокруг моря на авто обычной переднеприводной проходимости. Благо, стояла жара без дождей, и полевые дороги должны были быть вполне проходимы.
На всем протяжении много деревень, где работают магазины и жители всегда рады продать дары природы с огорода, из леса и моря. В алтайской части места более дикие, но и там особых проблем нет.
Сотовая связь в разной степени есть по всему берегу. БиЛайн есть везде, но с небольшими провалами. МТС в Новосибирской области работает везде более устойчиво, в алтайской части моря пока отсутствует, но скоро, говорят, там будет и этот оператор, когда в Камне поставят базу.
Для полной чистоты эксперимента хорошо было бы проехать прямо по берегу, но у меня, увы, не джип, поэтому я выбрал вариант просто объехать как можно ближе к берегу. Да и это получилось не до конца, я не стал проезжать самый простой участок от Ордынска до Новосибирска, порядком надоевший, но зато испробовал два парома.
Далее в рассказе можно ориентироваться по выложенной на сайте карте.
Выехали утром 13 июня, посчитав, что два дня хватит. Первоначально планировали заночевать где-нибудь у Камня-на-Оби, но в итоге выбрали другое место. Поехали по часовой стрелке, т.е. начали с правого берега. В черте города, у ОбьГЭС, и в районе академгородка – много пляжей и зон отдыха, в последнее время хорошо благоустроенных, даже с предложениями комфортабельных ночевок. В студенческие времена, помню, мы любили ходить ночами на пляж академа купаться и часто видели там парочки, ночующие прямо на песке. Идея оказалась плодотворной. А пляж Неоком, что в районе шлюзов – одно из центральных мест тусовок молодежи.
После плотины ГЭС нужно выехать на Бердское шоссе и двигать в сторону Барнаула. Миновав Бердск, через 16 км. сворачиваем с М52 направо, по указателю в сторону Бурмистрово. Далее 30 км. хорошей, но петлявой бетонки до вышеназванной деревни и дальше 17 км. до Быстровки, где дорога вновь выходит на берег моря и кончается асфальтобетон. Уже начиная с Бурмистрово пошли места для отдыха на берегу моря, а после Быстровки практически весь берег становится одним большим диким пляжем, с вкраплениями различных санаториев и баз отдыха разной степени комфортабельности. От Быстровки же березовые колки переходят в сплошной сосновый лес с сухой почвой. На берегу много обустроенных мест для палаток, с топливом для костра проблем нет.
До Завьялово 15 км. щебенки более-менее приличного качества, но очень пыльной. В самой деревне Завьялово красивая старинная церковь и дом с деревянными скульптурами, более ничего примечательного нет. После Завьялово и его «пригорода» Факела Революции дорога резко ухудшается. Мост через чистую и быструю речку Каракан частный, проезд стоит 25 руб. Можно бесплатно переехать через речку правее моста, что я и сделал для разнообразия на обратном пути без проблем. После моста дорога идет вдоль просеки Караканского бора. Места очень красивые. «Дорога» представляет из себя сплошную колею на глубоком песке, где нетрудно и застрять, что со мной один раз произошло. Но движение довольно активное, всегда помогут, если что. Камней нет, поэтому за подвеску и днище беспокоиться не нужно. Причем первые 10 км., до последней турбазы «Синеморье» (кстати, по указателям на него вначале удобно ехать, потому как есть развилки) самые разбитые. Потом лучше, видимо там меньше ездят. От Каракана до Ерестной, следующей деревни, чуть меньше 30 км. Направо постоянно уходят дорожки к морю, всегда можно свернуть и остановиться на берегу.
Ерестная представляет собой деревню, на 2/3 состоящую из дач новосибирцев. Заезжать туда они предпочитают через Ордынск, затем на пароме и еще 20 км. по нормальной дороге. Дальше, но удобнее. От Ерестной до Нижнекаменки, куда приходит паром, дорога с мелкой отсыпкой, хорошего качества, можно ехать 90-100 смело, не забывая про повороты. Нижнекаменка – большая деревня, «филиал» райцентра, Ордынска. Отсюда дорога идет дальше по берегу в сторону Чингиса (31 км.), Это всё та же мелкая отсыпка в сосновом лесу. Место, достойное внимания – старый карьер прямо на выезде из Абрашино слева от дороги. Это отличное место отдыха, странно, что там до сих пор не построили какую-нибудь базу отдыха. Довольно большой водоем с чистейшей теплой водой и скальными выходами. Этакое озеро Ая в миниатюре. Раньше там мрамор добывали. На этом озере со мной произошло небольшое приключение. У самой воды я увидел и услышал громадную лягушку. Попытался ее сфотографировать и тут подруга увидела у меня на спине на рубашке ползущего клеща! Какое счастье, что эта тварь не успела присосаться! Тьфу-тьфу, повезло.
Паром, обозначенный на карте в районе Абрашино, на самом деле отсутствует.
При подъезде к Чингису лес начинает редеть. В саму деревню мы не заезжали, но знаем, что она расположена частично на берегу, частично на острове. Обе части соединены дамбой. В Чингисе находится одна из самых старых церквей области, в которой сейчас живут два монаха-отшельника. Увы, об этом мы узнали позже, а на этот раз церковь не увидели. Само название деревни говорит, видимо, о том, что через эти места в свое время проходил величайший полководец всех времен и народов. От Чингиса до Милованово, последней деревни Новосибирской области, более-менее приличная дорога, не более 5 км. После нас ждала полная неизвестность, поскольку на карте официальных дорог нет, есть только полевые. И те, как оказалось, обозначены совсем не так, как есть на самом деле. День перешел на вторую половину, стояла дикая жара, а полевая дорога от Милованово шла по практически безлесному берегу Обского моря. Но, что самое удивительное, если мы видели на берегу хоть одно дерево, под ним обязательно стояла машина и палатка с отдыхающими. И в 80% случаев это были новосибирцы, даже на территории Алтайского края. Дорога ровная, очень пыльная и в дождь наверняка непроезжая. Идет по полям, сильно петляет, но заблудиться трудно, просто нужно иметь в виду две вещи: море всегда справа и ехать нужно по более «утоптанной» колее. В таких местах комаров и мошек нет, но полно громадных злых кусачих паутов. Впрочем, москитол от всех этих тварей вполне спасал.
До первой алтайской деревни Малетино добрались удивительно быстро. Я даже засомневался, та ли это деревня и спросил у стоявших на обочине мужчин на машине с новосибирскими номерами. Они подтвердили, что это именно Малетино, но поправили, что ударение на «о», а не на «е». После Малетино мы решили эксперимент сделать более чистым и поехали не по официальной дороге через Столбово, а по берегу. И не пожалели. Пейзажи стали более разнообразными. Тут тебе и полевые дороги, и густой сосновый лес, и березовые колки, и мелкие озера, и болотца. В этой части моря очень много островов и заводей.
Примерно через 20 км. мы подъехали к деревне Дресвянка, где пережили еще одно небольшое приключение. Решив остановиться на берегу отдохнуть, я начал сворачивать в сторону с наезженной колеи. Поскольку камней на дороге нет, я сделал это довольно смело, в результате сел днищем на грунт. Пока выталкивали машину, прошло минут 20, после чего купаться расхотелось и поехали дальше. От Дресвянки до парома на Камень – 10 км. Подъехав к берегу в начале седьмого, мы обнаружили, что паром будет только в девять. С нами его вначале ждал одинокий местный путник на «девятке», а к моменту причаливания парома транспорта было полно, в том числе два больших лесовоза. На наше беспокойство, хватит ли места, нам сказали, что хватит еще на столько же машин. Действительно, паром оказался весьма большим. Ходит он 4 раза в день, в 8,12,16 и 21 час. Камень-на-Оби находится прямо на противоположном берегу. А через Обь (а здесь как раз море кончается (вернее, начинается) построен большой железнодорожный мост с довольно оживленным движением. Это Среднесибирская магистраль, дублер Транссиба. Автомост так и не построили, да и некуда особо. На этом берегу только кусочек Алтайского края с несколькими деревнями. Дальше – Новосибирская область со своими выездами к трассам.
Камень-на-Оби – небольшой городок с населением около 50 тыс. Он довольно старый, ему лет 300. В центре есть на что посмотреть, здесь старинные купеческие каменные дома. Еще недавно здесь существовало уникальное сооружение, деревянное зернохранилище «Мастодонт», построенное под руководством Кондратюка (тот, который, как и Циолковский, считается основателем науки о космической навигации). Пару лет назад, увы, его остатки сгорели. А ведь он был построен без единого гвоздя!
Выезд из Камня, несмотря на его малость, непрост. Нужно проехать пару кварталов налево, потом направо примерно пару километров, затем вновь направо и попадаем на трассу в сторону Новосибирска. От Камня 200 км. что до Барнаула, что до Новосибирска, но в разные стороны.
Дорога от Камня идет по безлесной равнине. До границы с Новосибирской областью это хороший асфальт. Дорога проходит через деревни с романтическими названиями: Караси, Заковряшино, Крутиха, Масляха. В Масляхе жителя прямо на дороге продают шикарную рыбу. При определенной удаче можно купить стерлядку, хотя ее ловля считается браконьерством. В районе Масляхи на море виден удивительный остров, представляющий собой высокий холм, с одной стороны покрытый густым лесом, с другой – подмываемый морем. Ему, видимо, не очень много осталось до полного размывания. Высота его, на глаз, метров 80. Виден остров при подъезде к деревне, а полюбоваться на него можно у кафе «Островок» на выезде из деревни. Существует легенда, что этот остров на самом деле могила какого-то знатного монгола, чуть ли не самого Чингис-Хана. Скорее всего, это просто легенда. Местность, окружающая Масляху тоже холмистая, и если мысленно убрать искусственное море, холм нормально вписывается в рельеф. К сожалению, у меня фото не получилось, уже были сумерки.
После Масляхи начинается Новосибирская область и 30 км. жутко разбитой щебенки с очень сильным траффиком фур. Достаточно сказать, что вечером, в отсутствии ветра, пыль вообще не оседает, едешь как в пылевом тумане. Дорога идет через сосновый лес, похожий на Караканский. Было принято решение заночевать в районе устья речки Алеус, знакомом мне месте по прошлым временам. Дороге мы предпочли проезд через деревни, чтоб не так пыльно было. Правда, старый мост через Алеус, в деревне Усть-Алеус, разобран и пришлось вернуться на трассу, а потом, уже в кромешной темноте, искать в лесу дорогу к берегу. Буквально на ощупь и надеясь на интуицию, мы выбрались к устью речки и заснули прямо в машине. Ночка была не очень… Громкое кваканье лягушек вызвало подозрение, что комаров тут!!! Оказалось верно, пришлось окна наглухо закрыть и спать под кваканье лягушек и жужжанье комарья. Утром посмотрели на место нашей ночевки. Для отдыха – прекрасно, лес, чистая вода, тихо. Но только днем и во вторую половину лета. А июнь – сплошное комарьё и мошка.
До Спирино ехали прямо по берегу, через красивый сосновый лес. От Спирино начинаются сплошные дачные места новосибирцев. В деревне стоят крутые особняки, земля стоит бешеных денег. И это за 150 км. от города! Вообще, сама деревня - достопримечательное место. Это одно из самых старых русских поселений в области. Здесь до революции была вотчина купцов, их дома до сих пор стоят в центре села и сохранили шарм позапрошлого века, с их резными наличниками, крепкими срубами. А еще в Спирино сохранилась старинная печь для выжига извести. Находится она буквально в 100 месрах от места паромной переправы. Нужно перед АЗС повернуть направо, к парому, а не доезжая места переправы ехать дорогой левее. Печь стоит на склоне, издалека не видна, но вблизи - это большое сооружение из природного камня, круглое, не менее 10 м. высотой и 4 м. в диаметре. До сих пор хорошо сохранилось, хотя пользовались ею последний раз, видимо, лет 80 назад. Тут же, рядом - старый известковый карьер со скальными выходами и небольшим озерцом, на котором можно неплохо отдохнуть. Из Спирино в Чингис ходит коммерческий паром.
Далее наш путь лежал в Ордынск. Мы решили вновь вернуться на правый берег с тем, чтобы навестить друзей, отдыхающих на берегу моря в районе Быстровки. Что касается дороги, то до Кирзы она щебенчатая, а дальше до самого Новосибирска отличный по российским меркам асфальт, доехать можно за час с небольшим.
Паром в Ордынском оказался более оживленным чем в Камне, ходит через каждые 2 часа, начиная с 8 утра и до 8 вечера. В выходные можно простоять в очереди. Когда мы переехали на противоположный берег, мы увидели как раз такую очередь, в основном из отдыхающих и дачников. Был канун начала недели, все ехали домой. На обратном пути в районе Ерестной мы остановились на берегу на отдых, затем поехали дальше. Один раз на лесной дороге застряли в песке и были вытащены попутной Нивой. С друзьями благополучно встретились и провели с ними пару часов, после чего привычной дорогой вернулись домой.
Итого путешествие заняло 2 дня, мы проехали в общей сложности 540 км., 2 раза застряли, 2 раза плавали на пароме. А если бы не пауты, комары и мошки, и ночные плутания по лесу в поисках места ночевки, отдых можно было бы назвать идеальным. Приезжайте в августе, тогда точно получите массу удовольствия!