День червертый, 29 июля. Общий пробег 50 км. урочище Ак-Курум – Балыкча – мыс Кырсай на Телецком озере.
Утром, спокойно позавтракав, выехали в 10.30. Через пару километров проехали устье реки Чульча (на другой стороне) и вспомнили о Великом Чульчинском водопаде. Мы еще не знали, что попадем и туда. Еще через некоторое время подъехали к первой деревеньке в долине Чулышмана, называется Коо. Перед ней прошли пару нехилых бродов с водой по пороги. У одного из бродов стоял огромный племенной бык размерами с нашу Ниву и мычал о чем-то своем. Поскольку Нива была бордового цвета, мы постарались максимально быстро проехать мимо. Деревня Коо небольшая, но в ней есть красивая деревянная церковь.
Проехав через деревню, мы с удивлением обнаружили, что не можем найти выезд. В одном месте дорога упирается в ворота, как нам показалось, загона, в другом заводит в тупик. Называется, в трех соснах заблудились. Вернулись к магазину, у которого сидели и стояли несколько алтайцев, все это время внимательно смотревших на наши передвижения. На вопрос, где выезд, они засмеялись и указали в ту сторону, где мы видели ворота. Оказывается, их просто нужно открыть, проехать и закрыть за собой! Это ворота от скота, чтоб по деревне не бродил. Перед ними было особенно грязно.
Сразу за деревней впереди мы увидели УАЗ-головастик с людьми в кузове. Он довольно резво шел впереди и вскоре пропал из виду. Мы подумали, что это местные. Это оказалось далеко не так. Вскоре мы подъехали к небольшому, но вредному перевальчику «Чертов мост». Он представляет из себя крутой подъем метров триста, а на вершине – большие «надолбы» из камней. Издалека я увидел людей в яркой одежде. Наверняка туристы. Подъехав ближе, мы с ужасом увидели, что люди ходят вокруг того самого УАЗа, лежащего на вершине перевала вверх колесами! Мы остановились и бегом бросились к УАЗу. К счастью, все были живы, у одного сломана нога. Самое удивительное в ситуации то, что этот человек оказался хорошо знакомым коллегой по бывшей работе! И это почти за тысячу км. от дома! Он был удивлен не меньше нашего. В это время инструктор группы ругался с водителем, который в порыве эмоций не преминул расчехлить карабин со словами «сам сволочь, я тебя застрелю!» Вот такие они, горячие алтайцы.
Все обошлось миром. Оказалось, что на самой вершине УАЗ заглох и покатился назад. Водитель, видимо, растерялся, наехал на скалу и перевернулся. Пострадавшему наложили шину, вкатили укол Кетанова и посадили в нашу машину до Балыкчи. УАЗ общими усилиями перевернули и поставили на колеса. Водитель его легко завел, он только подымил немного маслом, залившимся в цилиндры и на распредвал. Алтаец подправил крышу молотком, посадил пассажиров и поехал дальше.
Через полчаса мы добрались до Балыкчи, оставили пострадавшего в больнице наложить гипс и рванули к Телецкому озеру, до которого осталось 8 км. Оставшаяся группа поблагодарила нас за помощь. Дальше они поехали за нами на озеро и уплыли на катере в Артыбаш, в северную часть озера, где их ждали машины. Оттуда до Новосибирска добраться просто и удобно.
Потеряв время на приключение, мы были на мысе Кырсай только к обеду. Погода не баловала, было серо, временами шел дождь. После раздумий мы остановились на строящейся турбазе «Чулышман», которая стоит прямо на том месте, где раньше (до 1992 г.) причаливал теплоход «Пионер Алтая», а теперь приходят большие катера, на которых с того времени возят туристов из Артыбаша. Турбазу «Чулышман» спонсирует какой-то новосибирский филиал московского банка. Директора – семья алтайцев из Балыкчи, культурные достойные люди. Работают у них также алтайцы, что нас вначале слегка настораживало из-за нелестных отзывов о них некоторых путешественников. Хочу сказать, что плохие отношения с ними могут быть только из-за незнания психологии местного населения и снобизма гостей. Нормальные люди. Их навязчивость касается только спиртного. Слабые они на это дело, генетика у них такая. Если с ними не выпивать и не потакать их выпивке, всё будет нормально. Но если вы на стоянке хотя бы показали алтайцу, что у вас есть спиртное, всё, можно сниматься и уезжать. Через пару часов у вас в лагере будет уже не один а два-три-десять алтайцев. Все их разговоры «за жизнь» будут заканчиваться одним: дай выпить. А отказать алтайцу с похмела опасно! Если сразу скажете, что выпить нет (не для них, а вообще нет), произойдет естественный селективный отбор и останутся (если останутся) нормальные собеседники, очень, кстати, приветливые и гостеприимные. Могут и в гости пригласить, и национальными блюдами угостить.
Юг Телецкого озера отличается от севера значительно. Здесь огромный водный простор и высокие горы за 2 км. На другой стороне Чулышмана (а мыс Кырсай – устье этой крупной реки) – Алтайский государственный заповедник. На его территории на берегу озера сейчас есть три турбазы: Алтын Туу, Карагай, Таёжный Залив. Сервис там пока не очень, зато впечатлений масса и чистота первозданная. Люди живут в летних аккуратных деревянных домиках, есть отличная баня на берегу, где можно окунать своё распаренное тело в прохладный чистый Чулышман. Вокруг – высокие горы, масса водопадов, можно сплавляться по реке, кататься на яхте по озеру, на лошадях по тропам, сходить на сероводородный источник, у которого лечат суставы местные и приезжие, да и просто созерцать местную природу. И еще там тишина бывает пронзительная. Нет постоянного шума реки, как обычно бывает на стоянках туристов, нет гомона людского, как в районе озера Ая. Хорошо, в общем. А на турбазе Таежный Залив есть большой сад с яблоками, грушами, абрикосами и прочими плодами. Сад этот вырастил некто Смирнов, в 20-е годы сбежавший в эти места от большевиков и проживший там вплоть до начала 90-х годов, пережив всех своих обидчиков и их власть в целом. Сейчас садом управляют его внуки.
Мы совершили прогулку к источнику и на турбазы на моторной лодке, посидели вечером у костра. Ночевали в недостроенном домике, в палатке показалось сыровато. Алтайцы-строители все-таки изрядно «приняли» на ночь, несмотря на запреты хозяина и ночью слегка пошумели между собой, но достаточно быстро успокоились.
Здесь же, на базе, стояли несколько машин с новосибирскими и барнаульскими номерами, в том числе микроавтобус «Мицубиси Делика», благодаря которому на следующий день мы совершили путешествие на великий водопад.
День пятый, 30 июля. Общий пробег 45 км. Мыс Кырсай – Балыкча – устье Чульчи.
Утро было тихим и приятным. Что удивительно, на Алтае может быть не жарко, но при этом можно легко раздеться и окунуться в озеро или реку, или хотя бы ополоснуться по-пояс. И при этом совершенно не замерзнуть. Накануне мы прознали про экскурсии на Чульчинский водопад. Оказалось очень дорого, 1000 руб. на человека. Сюда входит доставка до переправы (45 км.), переправа, оплата входа в заповедник, услуги проводника, питание, доставка обратно. Пешего ходу 9 км. в одну сторону по горной тропе. Увы, такие деньги мы заплатить не были готовы. Утром вместе с нами к выезду готовилась группа на «Мицубиси Делике». Позавтракав и покатавшись немного на конях, мы в 11 выехали с намерением добраться за день до Курая или даже до альплагеря Актру. До Балыкчи добрались за полчаса и начали поиски коммерсанта, продающего бензин, поскольку не были уверены, хватит ли его до Усть-Улагана, до ближайшей АЗС. Коммерсанта нашли, бензин оказался у него по 14-00. Причем просто «бензин», скорее всего А-80. Взяли якобы 10 литров, хотя скорее всего не больше 8. Одновременно с нами два ведра брала группа с «Делики». И тут между делом мы узнали, что они идут на водопад и могут прихватить нас попутно. Причем заплатить нужно только за переправу и за вход в заповедник, всего-то 390 руб. на троих. Предложив это, они быстро уехали. А мы поехали за ними вначале в раздумьях, а по мере приближения к Чульче во все более полной уверенности сломать наш график, пожертвовав чем-то, но внеся в него водопад, о чем в дальнейшем нисколько не пожалели.
Еще до обеда мы были напротив устья Чульчи. Восхождение к водопаду планировалось, как оказалось, на следующий день с утра, что вначале нас смутило, поскольку мы теряли еще один день. Но затем мы решили, что должна же быть у нас хоть одна полноценная дневка! Лагерь оказался большим. Кроме нас и группы стояли три джипа из Новосибирска. Ребята отдыхали основательно, установив хорошие палатки, сделав баню, привезя с собой здоровенную овчарку, сидящую на привязи и охраняющую лагерь, и еще резиновую лодку. Впоследствии оказалось, что если бы не эта лодка, мы могли бы и не попасть на водопад. Пообедав на славу, мы сходили для тренировки на ближайшую гору, полюбовались видами долины, наелись горной земляники. За это время инструктор группы несколько раз ездил на переправу и пытался докричаться до лодочника. Увы, тот не отзывался, хотя за два дня до того с ним всё было договорено. Ночью, честно говоря, было прохладно, потому что дул порядочный ветер, характерный для этих мест. Причем, как только дунет с озера, становится холодно. Через пару минут ветер с другой стороны, и температура мгновенно поднимается.
День шестой, 31 июля. Общий автопробег 140 км., пешим ходом 20 км., на лодке 2Х100 м. Устье Чульчи – Чульчинский водопад – устье Чульчи – Кату-Ярык – Балыктуюль – Усть-Улаган – Акташ.
Утром выяснилось, что лодочника так и не докричались. Инструктор пошел на поклон к соседям по лагерю просить лодку, чтобы сплавать к хозяину переправы. Те лодку дали, хозяин нашелся. Мы не спрашивали подробностей у инструктора, почему лодочник не отзывался накануне, но на самом деле стоит отметить необязательность некоторых местных жителей. В 10 утра мы переправились, затем перешли пешком через небольшую протоку, устроив ногам массаж на камнях речки с охлаждением, а в 10.30 подошли к подножию горы у устья Чульчи, где нас встретил егерь заповедника и взял по 100 руб. за вход, проинструктировав о порядке поведения на территории заповедника.
Хорошо набитая тропа шла вверх и проходила вдоль Чульчи выше русла примерно на 100 м. Чульча – очень бурная и порожистая река, сплошная 5 категория. Пока шли, переправились через 4 небольших речки, проползли по скале, поели горной малины. Примерно через 4 км. впереди увидели грандиозное зрелище водопада. Даже издалека это что-то! За три часа мы дошли до него и заворожено смотрели, наверное, с полчаса, не отрываясь. Жаль, мало времени. Там нужно находиться сутки с ночевкой, чтобы вдоволь насладиться и помедитировать. Мощный поток прорывается через гигантские камни и падает с них каскадом общей высотой 160 метров! Рев воды оглушающ. Водопад образовался всего сто лет назад в результате обвала после землетрясения. Открыли его только в семидесятые годы, а массовое посещение туристами насчитывает несколько лет. По крайней мере, 12 лет назад, когда я впервые посетил юг Телецкого озера, ничего не было слышно об экскурсиях на это место. Побыв на водопаде минут сорок и сделав небольшой пикник, мы двинулись обратно. По пути испытали небольшое приключение, когда часть группы ушла быстрее, впереди инструктора, в том числе брат, да и мы следом, и сбилась с тропы, уйдя вниз. Инструктор пошел по нашим следам, а мы сами совершенно случайно увидели, что навстречу идет другая группа, и идет она значительно выше нас. Мы благополучно вылезли на тропу, получили нагоняй от инструктора и дальше двинулись с ним. Мимо егеря мы прошли в 17.00, остановились поболтать. Один из нас увидел на скале какие-то черточки черной краской, десяток вертикальных, одну горизонтальную. На вопрос, что это, егерь ответил, что это обозначаются задержанные браконьеры. Почему одна горизонтальная – потому что одного унесли, говорил много и сопротивлялся. В итоге подстрелили.
В лагерь вернулись в шесть вечера, быстро собрались и выехали в сторону Акташа. Здесь же выяснили, что и дальше нам по пути, потому что группа едет в альплагерь Актру. Испросив подробно дорогу, мы выехали пораньше, поскольку Делика шла быстрее. Через полтора часа мы подошли к Кату-Ярыку. На подъем за руль сел брат. Подъем оказался менее страшен на вид, хотя машине досталось. Шли вначале на первой пониженной, затем на второй. Весь подъем занял минут 20. Наверху было ощутимо прохладнее. Главной задачей было проехать засветло хотя бы до Балыктуюля, где дорога становится более-менее нормальной. Ехали быстрее, чем туда, дорога была уже предсказуемая и почти сухая. По дороге нам встретились «десятка», треха БМВ и Тойота! Удивительно, как они проехали и еще более удивительно, где они собрались ночевать, поскольку с перевала-то они может и спустятся, а вот подняться обратно будет проблематично, кроме, разве что, заднеприводного БМВ, да и то днище процарапает основательно. В районе Балыктуюля нас пытались остановить местные жители, на что мы не повелись. Как оказалось в дальнейшем, здесь они просят не водку, а бензин. Но у нас его и так было впритык. В Усть-Улаган въехали уже в темноте и обнаружили, что АЗС здесь ночью не работает. Приняли решение ехать дальше до Акташа, поскольку ночевать на перевале холодно. Спускались в кромешной тьме, в районе Красных Ворот казалось, что тьма съедает даже лучи фар. К 12 ночи мы были в Акташе, где остановились в какой-то гостинице на выезде из деревни. Гостиница оказалась отстойной, вообще без удобств, но с телевизором в номере за 420 руб. Почему-то трудно было уснуть, то ли от дневных впечатлений, то ли еще от чего.
Часть третья, окончание.
|