Часть четвертая, заключительная  

31 июля. Здравствуй, Хакасия! 100 км. от Алаша до Снежного Барса. Первая, хоть и не полноценная, дневка!
Силы природы продолжали радовать. Яркое солнце, красивые горы, чистая река. Как хотелось уже простого человеческого отдыха, без гонок и преодоления проблем. Кажется, в этот день мы получили, что хотели.
Дорога на Саянский перевал представляет из себя очень качественную трассу, с минимальным трафиком. Машин практически вообще не было. Около 80 км. мы постепенно поднимались вверх по долине реки Ак-Суг (всё-таки как мало фантазии у местных на названия, вновь «Белая река»). Где-то ближе к перевалу на трассе стоит стационарный пост ГАИ, в котором сам гаишник попросту живет вместе с семьей и проверяет все проезжающие машины. Из Тувы, как известно, идет большой поток дури, анаши, и этот пост призван быть одним из контрольных препятствий на пути наркокурьеров. Уж не знаю, насколько он выполняет свою задачу.
Ближе к перевалу дорога стала ненадолго щебеночной. Перевал оказался, как и многие до него, нешуточным. Высота 2206 метров, вновь близко снег, вновь недалеко от вершины машина закипела.
Хакасия, в которую мы въехали, была совершенно иной, не такой, как Тува. Высокие таежные хребты, лес насколько хватает глаз. Лес лиственный, мшистый, влажный. Погода стала немного портиться, набежали тучи. По плану у нас было посещение турбазы «Снежный барс», с ночевкой.
После довольно затяжного спуска дорога привела нас к речке Большой Он. На самом деле Он не очень-то большой, но красивый. Через несколько километров мы увидели указатель налево: «Снежный Барс». Турбаза стоит в паре километров от трассы, в месте, где раньше, видимо, была деревня, на большой лесной поляне, в окружении лиственниц. По алтайским меркам ничего особенного, пара двухэтажных корпусов, несколько одноэтажных, удобства на улице, между корпусами деревянные «тротуары». Неплохая баня на берегу ручья. Но, поскольку в этих местах с турбазами не так хорошо, как на Алтае, от туристов, в том числе иностранцев, просто отбоя нет. Из нашей команды часть решили воспользоваться услугами и устроиться в коттедже, часть по привычке развернула палатки. Остаток дня провели в полном спокойствии, попарились в бане, немного отметили прохождение очередного участка пути, пообщались с местными. Спать легли умиротворенные и отдохнувшие.

1 августа. Расставание с командой. 280 км. от Снежного Барса до Абакана. Утро было лично для меня ужасным. Примерно в полшестого местный коневод-тувинец привязал к шеям двух лошадей большие «царь-колокола» и выпустил скотину пастись прямо по территории турбазы. Почему-то самая сладкая травка росла прямо у входа в палатку. Несколько раз я пытался отогнать лошадей, одна всё поняла и ушла, вторая упорно возвращалась. Причем разбудили они не только меня, но также и половину отдыхающих базы. В итоге я высказал работникам всё, что я думаю про хозяина лошадей и хозяина базы. Впечатление от и так не блещущего сервиса было окончательно испорчено. Вряд ли я когда-либо еще воспользуюсь услугами этого заведения. Помимо «лошадиной» проблемы возникла еще и проблема у одной из членов команды, Натальи Гехт: она сильно порезала ногу у входа в коттедж о какой-то торчащий гвоздь.
Тем не менее, общий настрой был боевым, хотя и немного грустным. Александр, обладатель УАЗа-проходимца, всё еще надеялся, что остатки команды пойдут-таки по всему намеченному маршруту, в том числе из Хакасии в Шорию по бездорожью. Остальные смотрели не так оптимистически, да и подустали уже. Поскольку обладатели Тойот Прадо в Хакасии уже были, они решили ехать без остановок домой. Мы же на Форде и Александр с Виталией решили проехать по Хакасии с чувством, толком и остановками, посетить древние курганы, Саяно-Шушенскую ГЭС и прочие достопримечательности, потратив на это пару-тройку дней. Оба Прадо выехали раньше, мы тепло попрощались, поблагодарили друг друга за взаимовыручку и прекрасную компанию. Было немного грустно.
Дальше поехали на двух машинах. Как оказалось, недолго. Погода была дождливой, что придавало особый шарм окружающей природе. Тайга, туман, в том числе над рекой, абсолютная чистота, хорошая трасса. Достаточно долго ехали вдоль красивой реки Она. Именно по ней на следующий год я впоследствии предложил сплавиться команде, с которой проходили год назад по Чарышу. План, надеюсь, осуществится.
Между Оной и городком Абаза нам встретились несколько нехилых перевалов, на одном из которых Форд вновь начал капризничать. Всё те же проблемы с коробкой передач. Было принято волевое решение: чтобы не грузить нашими проблемами Александра и Виталию, я передал им все материалы по Хакасии, рассказал, что где посмотреть, и мы расстались. Наш дальнейший план был суметь добраться до дома, до которого оставалось больше тысячи километров. Доехали до Абазы, после которой было еще два перевала. Наконец, спустились в широкую долину, Енисейскую котловину, колыбель многих цивилизаций, остатки которых разбросаны по всей степи в виде могильников и курганов. Можно до бесконечности рассказывать про богатейшую историю этого края, тем более, что я, будучи студентом, двадцать лет назад был здесь на археологической практике. Но обо всем можно почитать в путеводителе по Хакасии издания Ле Пти Фюте, написано достаточно подробно.
Увы, нам было не до красот. Хотя после Таштыпа мы вновь ненадолго встретились с УАЗом в районе памятника истории «Уйбатский чаатас». Дальше наши друзья повернули в сторону Саяно-Шушенской ГЭС, а мы продвигались дальше, к Абакану.
Всё шло достаточно нормально, пока в районе Абаканской окружной дороги из района правого переднего колеса не раздался ужасный скрип и треск. Осмотр показал, что ступичному подшипнику пришёл кирдык. Приплыли…. Найти СТО, да еще найти правильный подшипник в Абакане в вечернее время? Практически нереально. Кое-как докондыляли до ближайшего СТО, которое оказалось достаточно близко.
Несмотря на все передряги дня, нам везло в чем-то. Первым нашим везением в этот день было то, что Форд сломался всё-таки в городе. Вторым – что хозяин и он же мастер СТО оказался специалистом по «американцам», что в Абакане само по себе, наверное, большая редкость. И третьим везением было, что команда геморройщиков, оказавшаяся в этот же день в Абакане, позвонила нам. В итоге я отправил с ними сына, поскольку было непонятно, что нас ожидает в дальнейшем. Спасибо вам, команда искателей геморроя, еще раз!
Итог дня: ступица с трудом, но разобрана, остатки подшипника сняты, мы остались ночевать в машине, чтобы на следующий день вместе с мастером заняться поисками запчастей и ремонтом. Наш сон охраняли несколько бездомных собак.

2 августа. Трудности ремонта и короткий рывок за Абакан, около 80 км. Как здорово всё же, что в мире много хороших людей! Наш мастер абаканского СТО полдня катал нас по городу в поисках подшипника, потом договаривался со слесарями о расточке вала ступицы, чтобы подогнать почти подошедший подшипник от «Соболя». Он же и поставил всё на место. И всё с шутками-прибаутками.
Из Абакана выехали почти в 9 вечера. Виктор было заявил, что неплохо было бы поехать без отдыха, меняясь за рулем, на что я резонно заметил, что мы вообще-то отдыхаем. Вокруг Абакана сплошная степь, только через примерно 80 км. мы на перевале встретили густой березовый лес с красочными полянами. Красочность, правда, обнаружилась утром, а приехали мы в глубокой темноте. Поужинали, и спать…. Это была последняя «палаточная» ночевка.

3 августа с плавным переходом на 4-е. Трудный финиш. 850 км. до Новосибирска. Утром встали выспавшиеся и бодрые. Предстояла заключительная часть пути. По совету мастера СТО мы не стали поворачивать на Ширу. С М54 мы свернули уже в Красноярском крае, в районе Новоселово. Далее наш путь лежал через Ужур на Шарыпово. После Шарыпово мы проехали мимо красивейшего озера Инголь, памятника природы. Увы, времени на осмотр не было. В Кемеровскую область въехали через небольшой платный мост через реку Урюп. Далее дорога, то щебеночная, то асфальтированная, идет в направлении на Тисуль, затем через окраину Мариинска выходит на М53. Щебенки осталось, на мой взгляд, километров 30-40, не больше. Отроги Кузнецкого Алатау имеют свой шарм, это лесистые зеленые невысокие горы, с большим количеством чистых озер. Наверное, немало мест отдыха там есть.
Машина стала капризничать всё больше и больше, глотать и выплевывать дексрон литрами. Не доезжая почти сотни километров до Кемерово, мы уж вовсе отчаялись, потратив практически все оставшиеся деньги и подумывая вызывать эвакуатор. С грехом пополам, на скорости 30-40 км/час добрались до Кемерово, уже глубоким вечером, заняли у родственников Виктора немного денег. Я, до этого практически весь путь сидевший за рулем, уступил его Виктору и уже под утро мы, наконец, уставшие, измотанные последними тремя днями, но всё-таки счастливые от осознания сделанного, прибыли домой! Остальные члены команды приехали кто раньше нас, а кто и попозже.

Итоговые выводы.
Главный организационный вывод – надо тщательнее готовить технику. В отличие от нас, остальные члены команды подготовились в этом отношении лучше. Но кто, с другой стороны, знал, что в коробке передач Форда кроется какой-то большуший косяк? Оказалось, была сильно изношена шейка вала гидротрансформатора коробки, из-за чего она в процессе поездки стала всё больше и больше греться и пожирать дексрон.
Тем не менее, мы прошли около 3300 км., увидели много нового и неизведанного, прошли разношерстной командой, в которой были не только джипы, но и простые полноприводные седаны, автомобильный маршрут 4-5 категории сложности. Яркие воспоминания остались у всех членов команды. Мы брали перевалы в 2600 м., достаточно глубокие броды, заболоченные участки вокруг величественного озера Хиндиктиг-Холь. Такого количества значительных перевалов, больше двух десятков, я еще ни разу не преодолевал в течение одной поездки. Все мы еще раз убедились, насколько разнообразна природа Алтая и Саян. А главное, на нашем пути всегда встречались люди, готовые оказать посильную помощь.
Планы следующего лета в основном сформированы. Главный из них – сплав по Оне.
ПРИМЕЧАНИЕ. В фотоальбоме использованы фото, снятые участниками экспедиции: Гоппе Константином, Анисько Виктором, Гехт Евгением, Гершензоном Александром, Петроченко Василием и компанией "геморройщиков", Баниным Александром.


Карта пройденного маршрута
Фотографии участников
Фотоальбом экспедиции
Отчет Гехт Евгения
Отчет Петроченко Василия и, по ссылке в тексте, Чагина Романа

Hosted by uCoz