День пятый, 20.07, Стоянка недалеко от р. Джело – Талдуринский ледник-стоянка недалеко от р.Джело. 30 км
Наутро выяснилось, что духи нас услышали. Погода была сыроватая, серая, но без дождя. Пересохшие еще с Софийского ледника носы задышали, и как-то стало все бодрее. Думали, гадали, как делать разведку, пешком или на одном авто, в итоге, пришли к выводу, что смысла тратить время нет на дополнительные разведывательные вылазки , собрались и поехали уже готовые к переправам и болотам. Уровень воды упал значительно. Воздав благодарение духам, разведали брод, в том месте , где бродили вчера, и перебродили без связки переезжая с островка на островок на правый берег метров 300 учитывая зигзаги.
Сразу практически от воды правого берега начинается резкий подъем, неприятный довольно, с камнями, но не слишком крупными, дорога переходит в болотцо, вернее в июле это выглядело как луг, затопленный водой из ручьев. В описании сентября есть упоминание об этом месте как о «топком болоте». Так или иначе, весь подъем занимает где-то около 1-1,5 км. А самая крутая часть - метров 500. Неприятное место было одно, склизкая жижа в конце крутого подъема.
УАЗ шел первым, благо было за что залебедиться. Костя, по-хитрому проехал левее по лугу, топкости не было, мокрые кочки вполне безопасны. Далее довольно сухая дорога, с противными камнями. Еще через 500 метров зимовье N3 и через километр от него мост на левый берег. Его-то мы и ждали.
В описании altairoads есть упоминание об этом мосте «Это единственный мостик на всем пути, но когда я там был, он отдыхал - въезды и съезды были разобраны, может быть, специально в качестве профилактики от таких праздношатающихся, как мы. Пришлось перебраживать реку, но в этом месте она уже не разливается на отдельные рукава, и поэтому представляет из себя не слабое препятствие даже в сентябре. Крупные камни и ямы могут дать вам приют на много часов, а течение способно помочь вам его обрести» Мы не знаем, зачем разбирали мост в сентябре. Но сейчас, слава богу, он был цел. Если бы он не был цел, то бродить в этом месте в июле, мягко говоря не реально, поскольку река здесь представляет полноценную сплавную, и уже с категорией примерно второй , но, самое главное, с сильным течением.
За мостом, выше по течению - красивый прорыв реки через скалы. Нам еще пока не виден был ледник, но он вот-вот уже должен был показаться , зато слева над головой возвышалась колоссальная горная стена, слегка изогнутая плавной дугой, она увенчана висячим ледником, который, к сожалению, смотрит на другую сторону хребта. Огибая склон, дорога вела нас дальше - здесь нам пришлось уйти несколько вверх по склону – едем по мокрой местности, в каких-то отчетах упоминается место, как очень топкое болото.
Мы нашли лишь следы старой буксовки, видно, что в ход пускали доски и бревна. Но на середину июля назвать это место болотом сложно. Проехали от моста еще 2 километра до очередного 4-ого зимовья и еще примерно 2 км до 5-ого зимовья.
6-е последнее зимовье, где-то через километр, высоко на правом берегу, но до уровня 6 зимовья мы дошли уже пешком. Где-то после 5 ого зимовья перед мореной - неприятное место, размытая склизкая дорога, но туда прошли нормально, обратно сел Коррандо. Оказалось, ручей, стекающий на дорогу был запружен то ли камнем, то ли бревном. На обратном пути сдвинули, вода ушла. К лучшему это или наоборот - не знаю. Если не ошибаюсь, где-то скоро после моста, увидели ледник.
Серые облака, суровые краски, оттенки. Ледник работал как магнит. Не было поросячьего восторга, просто тянуло маниакально доехать или дойти и сесть там, где-то рядом с ледником и сидеть бесконечно долго, не отрывая взгляда от него. Выезд на морену открыл новую картину.
Широкая долина, рукава реки, берега, правый крутой и лесистый, левый пологий, с ручьями, буйной растительность по берегам ручьев и аскетичными, сдержанными красками хаки холмов и болотистой части. Некоторые ручьи невероятного цвета, яркого цвета кирпича, такое я видела во Вьетнаме. Видимо, из за какой то породы и настоя трав.
Вдали все это буйство упиралось в нагромождение камней курумника, мокрых, всех оттенков серого в мареве ледниковых испарений, за ними внизу предполагалось подножие ледника, подъем. В бинокль рассмотрели невероятной высоты торосы и трещины в нижней части ледника. Его величество Талдуринский ледник поразил своей гордой и спокойной тожественностью. Чем ближе подъезжали к леднику, тем больше тянуло.
По морене проехали примерно километра 2. УАЗ как-то лихо подъехал к очередному броду и без разведки, сходу, пошел вброд. Рукав был не слишком широк, но как оказалось глубок и поток, без особых валов, был силен. Мы только успели увидеть как скрылась машина как нам показалось, едущим сзади поодаль , по крышу. Залило в итоге, выше капота. Остановились. Все было , слава богу в порядке. Мы остались на одном берегу с Коррандо, УАЗ на другом. Стало понятно, что это последняя авто-точка нашего путешествия к леднику .
Вторая мысль - как обратно УАЗу переправиться? В общем, Костя встал со страховочной стропой, закрепленной на Коррандо, на одном берегу , чтобы в случае чего, кинуться к переправляющемуся УАЗу и привязать стропы, дабы не снесло и вытянуть потом, если что Но, слава богу, этого не понадобилось. УАЗ вымылся по уши и перебрался обратно. Я даже не успела снять на видео эту переправу, беспокоилась о другом и адреналину хапнули все . Мы отметили финишную авто-точку и удачный сплав УАЗА тут же на капотах. Оценив погодные условия, поняли , что ночевать в данном месте не стоит, похоже должен был начаться дождь и неизвестно, как это повлияет на качество обратной дороги. Но оставили за собой право совершить радиальный выход к леднику, настолько , насколько позволит время. А ситуация отмерила нам часа полтора.
К леднику бежали практически бегом, переправляясь через броды ручьев, скача по кочкам болот. Энергия от ледника сняла усталость, идти можно было долго, и если бы позволяло время, дошли бы. До непосредственно ледника оставалось по моим прикидкам километра 4-5. Пройти успели километра 3 максимум. Надо было поворачивать назад.
Не то, что уйти, отвернуться от картины ледника было крайне тяжело. И еще долго, идя обратно, оглядывались на него, и еще долго оглядывались, когда ехали, пока ледник не скрылся за поворотом. На обратном пути Корандо засел брюхом в глубокой грязи. УАЗ выдернул. Далее все было знакомо и быстро.
Переправились обратно на правый берег через мост, потом на левый бродили реку. Никаких особых уклонов и сползаний.
Время шло к семи вечера. Решено было встать лагерем пока не начался дождь. Встали примерно в том же месте , что и по дороге туда, но чуть поодаль на уютной маленькой поляне в лесу. Спалось невероятно спокойно. Всю ночь, не переставая, шел дождь.
День шестой, 21.07 Стоянка недалеко от р.Джело – с.Кош-Агач – стоянка недалеко от с.Джазатор, 175 км
Наутро долго не вставали. Дождь не собирался заканчиваться. Высушить тенты и палатки возможности не было, но и пережидать непогоду не видели смысла. Тем более, что такая погода могла затянуться надолго, и это «надолго» можно было коротать хотя бы с гитарой и горячительным. Первого не было, второе закончилось. Тучи, зацепившись за горы, ходили кругом, и выглядело это удивительно, как будто какая-то невидимая центрифуга работала. Еще один день такого дождя и на ближайший подъем можно было и не заехать. Тем не менее, настроение погода не испортила.
Особенно бодр был Каспер. Мы разрешили ему «почистить» котелок в этот день и он был счастлив. Мокрые и грязные, выехали поздно. Зато не было пыли и не жарко было под утро спать .
Без проблем переехали Джело и уже знакомым путем, достаточно бодро двинулись по знакомой дороге. Джипов ни встретили ни одного , ни по дороге туда, ни по дороге обратно. Зато на подъезде к мосту через р.Талдуру (который в 6 км от Бельтира)….услышали свист….я искала в бинокль откуда же звуки, разглядели шишигу, которая, застряла у самого берега (левого) при переправе с правого в реке. Парень стоял на крыше, махал руками и свистел. Шишига была выше колес в воде, и ее продолжало затягивать, берег там топкий. Подобрали парнишку, довезти до Бельтира. «Что случилось?», «Та шо? Утопли» - с характерными для Украины интонациями в словах сказал парнишка. Оказалось, альпинисты из Харькова пошли в сложный маршрут на месяц. Это было начало их путешествия. Забронировали доставку через тф. А водитель, почему то не знал!!!!! дороги и поскольку шишиге море по колено, полез бродить без опаски с правого на левый берег, на несколько км выше моста, хотя мост прочный и шишига прошла бы. В итоге вещи спасли, а провиант залило, в том числе сублимированное мясо, рассчитанное на месяц.
Как они бедные собирались дальше лазить по ледникам без мяса? В общем, отвезли его в Бельтир, во двор, где велось строительство нового дома, и стоял трактор, чтобы договорился о дергаче.
Нас поджимало время, добрались до Кош-Агача, подкупили кое-чего, двинули в сторону Джазатора.
Первую часть путешествия закончили. Начиналось второе, ключевым моментом которого был перевал в районе реки Аргут.
Поразило светопредставление в степи Кош-Агача. Огромный свод неба, в каждой части которого разыгрывалось свое. Сизые облака, клочьями, кипели и меняли форму, тут же сизая приближающаяся мгла с дождем, чуть поодаль солнечные лучи , косо пронизавшие сизые тучи, освещали степь странным светом, пробивающееся сквозь тучи голубое небо, и огромная, яркая, полноцветная дуга радуги, на фоне которой летали то вороны, то ястребы.
Жутковато и здорово.
Проехали новый Бельтир. Приятная деревенька, но видно, что дома какие-то картонные.
Некоторое время простояли на погран. пропускнике. Много машин, есть практически пузотерки и даже видели одного из Челябинска, который колесил по Алтаю с семьей, ехал по ужасной дороге на приличной скорости , убивая подвеску. Много пожилых, едут на Теплый ключ, лечиться. Хотя не такой уж он и теплый 15 градусов. Мы на теплый ключ не поехали. Наша цель - Джазатор и Аргут.
В этом районе я не была. Чем дальше продвигались, тем больше нравился пейзаж. По дороге опять видели толстых сурков. Типичная картина: ферма, огород, в огороде конь, рядом УАЗ.
Встали на ночевку на берегу реки Джазатор, немного не доезжая села. На противоположном берегу шла вверх дорога, как объяснил Саша – это одна из крутых дорог для тех, кто не ищет простых путей на Теплый ключ.
Стоянку подобрал Саша, он уже был на ней. Уютное местечко. Спалось отменно после трудов праведных.