Планировали маршрут:
Новосибирск - Усть-Каменогорск - Катон-Карагай - Язевое озеро - конный выход к Нижнему Лагерю - пешие радиалки у Белухи - Австрийская дорога - Маркаколь - Киин-Кириши - Бухтарма - Усть-Каменогорск – Новосибирск с 3 по 17 июля
Пройденный маршрут.
Новосибирск-Усть-Каменогорск-(Зыряновск)- Катон –Карагай - Язевое озеро - конный выход к Нижнему лагерю – (прогулка к водопаду, радиалка на озеро Равновесия, попытка пройти к леднику, радиалка на Верхний лагерь 3000 м) – Большенарымское – Бухтарминское водохранилище , район Курчума – Киин-Кириши – река Кальджир – Теректы (Алексеевка) – Мраморный перевал – Акбулак – Каратогай – Курчум – Казнаковка – Сибинские озера – Усть-Каменогорск- оз. Колыванское - Змеиногорск – Осколково – Смоленское - Новосибирск с 3 по 17 июля
Количество участников макс. – 12, мин 4
Авто пробег 3300 км, конный переход 80 км, пешие радиалки - 30 км.
Прохождение границы через Шемонаиху-Михайловку 1.5 часа из России в Казахстан и
около 2 часов обратно.
Были остановлены Жол Полициясы 1 раз для записи в журнал, в Шемонаихе, в первый день. Претензий не возникло.
Рацию не проверяли.
Провиант закупали в Усть-Каменогорске , что на 30% дешевле , чем в Новосибирске.
Симкарты также использовались местные, быстро, удобно, экономно. Билайн, тариф «Содружество», 6 руб (30 тг.) звонок в любую точку России на любой телефон.
Трудно сказать, удалась или нет поездка. В целом - да. Однако маршрут был нарушен по ряду причин.
Все прошло не cовсем по плану, местами даже совсем не по плану . Кроме того,
насмотревшись фото с отчетов в интернете, и помня поездку в чудесную погоду в июне 2008 года на Язевое, где нам во всей красе открылась Белуха, мы ожидали именно такие красоты и никак не другие, совсем не желая учитывать, что солнце и погоду запланировать нельзя.
Плюсом и минусом одновременно была новая команда, часть группы мы видели вообще впервые и общались только по интернету до похода. Люди открылись с новой, положительной стороны. Но был и такой момент, который мы не учли, что часть команды имели несколько иные интересы и привыкли к иному стилю поездок (местами не активному, а местами не туристическому), поэтому одни и те же места представляли разный интерес для разных участников команды, а также организационные моменты для одних были более, для других менее важны . Кроме того, когда едешь своей небольшой командой 2-6 человек, так или иначе, уже есть общая цель, понимание некоторых неизбежных обязательств и соблюдение жесткости во времени при необходимости. Здесь же жесткость эту соблюсти не удалось по причинам в том числе, выше указанным . Кроме того, неожиданности, нарушавшие наши планы начали нас преследовать ранее, чем поездка началась . Об этом позже.
Обсуждения и команда здесь. http://galt-auto.ru/forum/14-617-1
Команда набралась международная 1 машина из Усть-Каменогорска, 1 из Алтайского края, 2 из Новосибирска. Всего 12 человек. За время подготовки состав команды и количество слегка менялись. Народ собрался интересный: певуны, художники, фотохудожники, военные и по совместительству археологи и историки, всяческие языковеды, и вообще творческие личности и просто отпетые туристы и бродяги разных возрастов
Готовились довольно тщательно и долго по причине, в основном, пограничных заморочек и разности мнений участников путешествия, а также неожиданностей, которые преследовали нас всю дорогу.
К Белухе со стороны Казахстана (к нижнему лагерю) можно было пройти 4 путями:
- От озера Язевое 40 км по хорошей тропе (часть которой 6 км) проходит по территории России. Ранее так и ходили туристы, о чем есть и отчеты , и даже описания контактов с пограничниками положительных, правда есть и один очень отрицательный вплоть до уголовной ответственности, с 2008 года все ужесточилось и за нарушение границы полагается 100% обязательное наказание. (Хотя, как оказалось, до наказания дело не дойдет, поскольку там теперь со стороны Казахстана погранзастава с постоянной дислокацией и пройти просто не дадут, и строго следят как за туристами , так и за их документами)
- От озера Язевого по новой (местами болотной) тропе, - «Кара-Куыс» - «Чёрное (тёмное) ущелье») в обход российской территории. Ранее (в 2008 году) тропу эту прозвали «тропой войны». В 2008 году на сайте в новостном разделе одной из крупных Казахских турфирм была размещена статья «Путь к Белухе: туристская тропа или «тропа войны»? В статье прошла информация о беспределе на этой тропе….Представители Казахских турфирм совместно с егерями промаркировали обходной путь. Но егеря российского Катунского заповедника срезали белые тряпочки, которые были развешаны по деревьям и кустам в помощь туристам. По словам того же российского егеря это делалось для того, чтобы туристы всё-таки плутали и заходили на территорию России, так как ему необходимо было оформлять ежедневно четыре протокола незаконного захода на территорию заповедника. При этом Российские егеря нарушали российско - казахскую границу. Весной 2009 года, как только позволила погода, совместно с Катон-Карагайским национальным парком, Кахзахские тур.представители заново приступили к обустройству тропы «Кара-Куыс».
На настоящий момент маркеры отчетливо видны и тропа вполне пригодна как для пеших , так и для конных переходов. Минусы тропы - пешая и конная тропа практически совпадают, и в сырую погоду, хлябь , грязь и растоптанная конями тропа делает, мягко говоря, пеший переход некомфортным.
Кроме того, на пути в общей сложности 2-2.5 км болот, но вполне проходимых и безопасных, если идти строго по тропе. Тем не менее, есть ограничения по сезону. В мае практически не проходимо и в сезон сильных дождей также может быть проблема с переходом как пешим, так и конным. Поэтому, планируя тур , делается разведка заранее (например представителями турфирмы или егерем), дабы понять по какой все таки тропе идти.
- Третий вариант тропы - от Рахмановских ключей, он несколько короче, но более каменистая и крутая тропа, так что по времени получается то же самое, что и от Язевого. Минус этой тропы в бродах через реки Черная и Белая Берель, которые в большую воду могут быть непроходимы. В этом году Белая Берель в начале июля была непроходима.
Четвертый запасной - от водопада Арасан (несколько километров ниже Рахмановских ключей) - (это практически та же самая тропа, что и от Рахмановских), но минуя Рахмановские.
Все тропы соединяются у зимовья Серсембай и далее тропа одна, которая совпадает со старой дорогой, проложенной в конце 30-х годов и в настоящее время для автомобилей непроходимая. Примерно в 3-4 км. далее зимовья Серсембай прижим, дорога засыпана, автомобиль не пройдет.
Часть команды склонялась к тому, чтобы нарушить границу, однако большинство, слава богу, были категорически против. Поэтому, первый вариант мы отмели сразу.
Далее были обсуждения насчет болотной тропы, а также варианта от Рахманов, поскольку никто из нас на тропе «Кара-Куыс» не был и какова она будет в июле – никто из егерей или турфирм сказать не мог. Лето, мол, запоздало на месяц, и кто его знает, какая погода будет.
Коней можно было взять в нац. Катон-Карагайском парке и забронировать заранее и второй вариант - на зимовье Серсембая, что в 20 км от озера Язевого по дороге к Белухе. Нац. Катон Карагайский парк неохотно обсуждал тропу с Язевого, и склонялся в старту с Рахманов, хотя и не отказывал категорически идти с Язевого.
Первый вариант - более официальный, тем более что с Катон-Карагаем была связь, а с зимовьем Серсембая (что между Язевым озером и нижним лагерем) связь как с космосом. У Турсунхана (владельца коней на зимовье ) - есть мобильный телефон, который работает в двух точках на протяжении 20 км от зимовья до Язевого. Но у нас, и у человека, договаривавшегося с зимовьем почему то на тот момент номера телефона не было. Связь осуществлялась забавно, через записки и по рации. Рация и моб. связь есть в Катон Крарагае.
Туристам, уже стоящим на озере Язевом приходится и вовсе весело. На Язевом озере нет моб. связи, но зато есть рация и связь по рации с Катон Карагаем.
Когда нужно связаться с Турсунханом с Язевого, Язевое выходит по рации в Катон, Катон звонит или пишет смс Турсунхану. Турсунхан выходит на точку связи, получает СМС и связывается с Катоном либо сам время от времени звонит в Катон, а Катон уже связывается по рации с озером Язевым. Либо высылается гонец к Турсунхану на зимовье (20 км) Все гораздо проще было бы , если бы у нас был телефон Турсунхана, можно написать смс ему напрямую и он перезванивает.
Теперь у нас телефон есть.
Ко всем нюансам прибавилась еще одна неожиданность - мы узнали о юбилее президента Казахстана 6 июля. Пришла информация, что в честь юбилея перекрывается дорога на Рахмановские ключи (поскольку ожидают гостя, вне зависимости от того приедет он или нет) и старт возможен только от водопада Арасан, что влечет за собой перегонку коней и лишние хлопоты, а информации по качеству тропы и возможности перехода по болоту от Язевого так пока и не было . Турсунхан же на 90% не в состоянии был бы перегнать коней к другому месту старта кроме, Язевого.
Информация о перекрытии дорог могла прийти за неделю, то есть 30 июля , а выезжать и решить вопрос по аренде коней и по месту старта мы должны были до выезда то есть до 3 июля. Вопрос решили буквально накануне - числа 1 июля. Дороги вроде как перекрывать не планировалось, тропа с Язевого проходима.
БОльшая часть группы проголосовала за Турсунхана, мотивируя тем, что нац. Катон-Карагайский парк имеет только 5 своих коней, а остальные будет собирать по частникам, что бывают сбои и т.д….а у Турсунхана 11 коней своих. И их как раз хватало. Кроме того, конечно Катонский парк несколько преувеличивал сложность тропы, хотел заложить 3 дня!!!!! ну или на крайний случай 2 на подъем до нижнего лагеря и 2 на спуск, когда совершенно реально там пройти за 1 день, хотя и нелегко и коням и людям, особенно севшим впервые на коня. Кроме того, насколько мы поняли, для Катонского парка старт с Язевого был неудобен
Кроме того, в самый последний момент (перед выездом) мы совершенно случайно, узнали, что 5 и 6 июля в Казахстане национальный праздник (таки в связи с юбилеем президента и днем Астаны) и официальные гос. учреждения если и работали, то непонятно как, успели созвониться с ДВД и удостовериться, что нас будут ждать с утра 5 июля, чтобы выдать документы. То, что остальные гос. учреждения в этот день работали до 12.00 и с ограниченным количеством персонала, что создавало очереди и влекло опоздания по маршруту, мы узнали позже. По этим причинам, а также из-за погодных условий и по некоторым другим возникли сбои в графике движения.
Планировали встретиться с Российской частью группы в с. Саввушка, пройти таможню 4 июля, затем встретиться с Казахской частью команды в Усть-Каменогорске, получить симки, докупить кое-какой провиант и наутро 5 июля получить пропуска в приграничную зону в ДВД Казахстана , а также продлить регистрацию в миграционке Усть-Каменогорске.
5.07 к вечеру мы рассчитывали доехать до Язевого получить пропуска в заповедник в с.Язевка рядом, и встретиться на озере с Турсунханом (владельцем коней с зимовья Серсембай , что в 20 км от Язевого). Он должен был ждать нас там и пригнать коней, чтобы 6.07 с утра часть команды (9 человек) стартовала с Язевого до зимовья Серсембая и далее вверх на 1-ый (так называемый Нижний лагерь, в 40 км от Язевого), 7-9 июля планировали жить в Нижнем лагере, делать вылазки- радиалки на ледник, на Верхний лагерь (3000 м), на озеро Равновесия, водопад и еще куда-нибудь, куда хватило бы времени. 3 человека планировали оставаться внизу у Язевого озера отдыхать, рыбачить и ждать нас . 10 июля запланирован был спуск с нижнего лагеря на Язевое - 4 человека уезжали в Новосибирск, а остальные 2 или 3 машины по обстоятельствам должны были ехать дальше - Австрийская дорога, оз..Маркаколь, Бухтарминское водохранилище, красоты Киин-Кириши, перевалы Мраморный , Алатайский и т.д….
Как и в 2008 году , договорились с ДВД предварительно на оформление пропусков в погранзону Катон-Карагая и озера Маркаколь. Выслали документы по факсу. Все прошло гладко.