ЧАСТЬ ВТОРАЯ, СПЛАВНАЯ

День второй, 21 июля. Сбор команды, начало сплава. Подъем был ранний, в 6 утра. Как ни странно, все поднялись бодро, усталости особой после вчерашнего переезда не было. Быстренько позавтракали и рванули дальше. Погода радовала: чистейшее небо, жарко, но без городской духоты, прозрачный воздух. И какое-то южное спокойствие, ощущение, что попал куда-нибудь в Крым. Только моря не хватало. В Аскизе заправились. Пацаны какое-то время любовались окрестными курганами и горами, потом их ненадолго сморил сон. После Таштыпа пошел нехилый серпантин и вскоре через перевал показалась Абаза. К вокзалу мы подъехали через полчаса после прибытия поезда, команда уже выгрузилась и успела обсудить доставку с микроавтобусом РАФ. В итоге он увез другую группу, меньших размеров, собиравшуюся в верховья. Нам нужен был транспорт побольше и ехали мы всего только до бывшего поселка Большой Он, за 90 км. от Абазы.
Поиски транспорта привели нас к местному автовокзалу. Как оказалось, правильно, потому что это наиболее легкий и быстрый способ нанять извозчика. Путем переговоров нам достался Мерседес на 16 мест, всего за 4000 руб. Хотя по новосибирским меркам это, конечно, многовато. На Бердь дешевле доставка.
Загрузившись в микроавтобус, поехали из города. Я с помощью водителя нашел стоянку и оставил там свою машинку. Цены на стоянку вызвали у меня тихую истерику: 15 руб в сутки!!! Я приготовился минимум рублям к 50, а тут такой подарок.
Дорога до Большого Она заняла около 2 часов. Красивейший серпантин, никакого жилья по дороге, очень мало машин и при этом дорога хорошего качества. Достаточно долго ехали вдоль Оны, которая в этом промежутке спокойна, что мы собирались использовать для того, чтобы набрать опыта и обкатать команды.
Ближе к обеду, в самую жару, мы высадились в устье Большого Она, где еще недавно существовал большой поселок, теперь закрытый. От двухэтажного деревянного дома, который стоял еще в прошлом году, осталась лишь печная труба. Хотя мы были не одни, вокруг сновали какие-то люди – отдыхающие и рыбаки.
Водила высадил нас недалеко от устья Большого Она, мы тепло попрощались и приступили к строительству катамаранов. Жара стояла неслабая, еле-еле нашли тенек. Строились часа 2, наверное. Благо, рамы были с собой, заготавливать новые не понадобилось. Попутно выяснилось, что в поезде забыто запасное весло, которое впоследствии ох как бы понадобилось.
Слегка перекусили бутербродами и тронулись в путь. Ах, как было интересно и приятно впервые сесть на настоящее «категорийное» плавсредство! Освоился достаточно быстро, хотя, конечно, на протяжении всего дальнейшего пути постоянно открывал для себя новые и неизведанное. На первом катамаране капитаном шел Алексей, на втором Артем. Мы с Ваней присоединились к Артему, еще с нами был «средний» Ваня и одна из Насть, в качестве балласта. Что я, что, в особенности, Алексей, парни немелкие, мягко говоря, поэтому нас нужно было «компенсировать». Девчонки, естественно, не участвовали в управлении, только в последние дни, уж совсем очумев от безделья, они слегка помахали веслами.
Плыли недолго, пару часов, и остановились на противоположном от дороги берегу. Река в среднем течении спокойная, располагающая к отдыху и созерцательности. Я оценил прелесть неопреновых носков. Ноги в них всё время были опущены в не самую теплую воду горной реки, но я совершенно не замечал никакого холода.
Вся вторая половина дня была посвящена отдыху и полной релаксации. Большой шатер поставили прямо на берегу. Две палатки поставили в глубине леса. Как оказалось впоследствии – зря. Погода в Хакасии немного отличается от алтайской. По крайней мере в этом путешествии. В течение вечера нас пару раз полил несильный дождик, а самое главное, что порывом ветра чуть не унесло шатер. В итоге он сложился и упал на мирно лежащих под ним девушек. Прямо под дождем шатер вновь поставили уже подальше от берега, прямо над нашей палаткой. Достаточно экстремальной стала ночевка для двоих, спавших прямо под шатром на мокроватых спасжилетах под мокроватыми же спальниками. Но Хакасия не северный регион, ночи достаточно теплые.
День третий, 22 июля. Дневка и расслабон. Следующий день решили сделать дневкой. Торопиться нам некуда, мы отдыхаем. Погода продолжала преподносить сюрпризы, становящиеся уже стандартными: первая половина дня солнышко и жара, вторая – набегающие тучки и несколько раз принимающийся дождь. Теперь понятно, почему природа южной Хакасии такая буйная, почти тропическая. В лесу гигантские заросли, а там, где их нет – мягкая мшистая почва. При этом, однако, не ощущается большой сырости, как это бывает в более северных местах. Немного похоже на прителецкую природу.
Пацаны переплывали Ону на другой берег, температура воды в принципе позволяла купаться, хотя и недолго. В этот день одна из Насть отмечала день рождения. Ребята устроили ей настоящий праздник с вечерним фейерверком. Очень прикольно в горах увидеть это городское развлечение.
Рабалка не принесла особого успеха, как, впрочем, во все последующие дни. Не знаю, может это я такой невезучий. Я, собственно, не рыбак, но почему-то, если я нахожусь в компании рыбаков, их преследуют неудачи.
Слегка омрачил отдых клещ, найденный на имениннице. Ей не повезло дважды, как и старшему Ване, с которого через пару дней сняли аж 2 клеща. Хорошо, что всё в итоге обошлось. Остальные клещей даже не видели.
День четвертый, 23 июля. Тихая средняя Она. Как и планировалось, первые дни сплава посвятили самообучению и притирке команд. Как-то получилось, что, несмотря на малый опыт, общий язык мы нашли быстро. Средняя Она – спокойная река, безо всяких категорий. Примерно то же, что и Чарыш, пройденный ранее на резиновых лодках. И почти тех же размеров, чуть меньше. Препятствий, нет, вдоль реки идет дорога, множество мостов и линий электропередач. При этом, однако, ни одного населенного пункта. На радостях от хорошей погоды, я не стал надевать поверх неопреновых носков и шорт непромокаемый камуфляж, заготовленный заранее. И зря. Коленки сгорели напрочь. Так сильно, что потом пару дней горели нестерпимо, а к концу путешествия попросту облезли неровными клочками. Спасала только чудодейственная мазь, выданная мне Настями.
Ваня средний развлекался прыжками с катамарана в реку.
Сплавлялись часов 5-6, не больше. За это время прошли в район Онинской заставы, нежилого пункта, и остановились на противоположном от дороги береге, невдалеке от старенького деревянного моста.
В этот вечер пацаны впервые за поход лазили на кедры за шишками. Зеленоватые липкие шишки вываривали на костре в котле и затем сосредоточенно лузгали в темноте. Неплохое витаминное добавление к рациону.
Как обычно, пару раз ливнул дождь и дул нехилый ветер по ущелью реки.
День пятый, 24 июля. Вновь средняя Она, с переходом в нижнюю.
Расслабленность сплава по совершенно спокойной воде средней Оны привела в нашем экипаже к небольшому инциденту, слегка взбодрившему. Обсуждая какой-то очередной животрепещущий вопрос и совершенно не обращая внимание на происходящее на реке, в самый последний момент краем глаза я увидел, что мы практически "надеваемся" на небольшой камень, одиноко торчащий среди водной глади. Надо же было именно на него попасть! И тут сразу выяснилось, что течение не такое уж и слабое, нас чуть не перевернуло, поскольку встали мы сразу боком. Опытный капитан – Артем – мгновенно спрыгнул на камень и стал сильно раскачивать катамаран. Мы пытались помогать, наконец, кат соскочил с острого камешка.
Взбодрившись, дальше уже внимание не отключали.
Приплыли в Кубайку – единственную полноценную деревню на всём пути в Абазу. В магазине не оказалось хлеба. Купили макарон, сгущенки, чего-то там еще, пообщались с новокузнечанами, приехавшими к родственникам. Работавшие на каком-то объекте строители спросили – вы из Москвы, Питера или Новосибирска? А почему именно этот набор – поинтересовался я? Да других тут и не бывает… Странно, я читал отчеты не только жителей этих мест.
Поплыли дальше. После маленькой деревни Малый Анзас, согласно лоции, начинается нижняя Она – цель нашего путешествия, с препятствиями до 4 категории. У деревни остановились, проверили катамараны, снарягу, чтоб была хорошо привязана, и двинулись дальше. Решили подойти без разведки как можно ближе к Большим Онским порогам.
Рельеф стал заметно меняться, горы подступили к самой реке, течение понемногу усиливалось. Стало слегка тревожно на душе – я еще ни разу не участвовал в достаточно серьезных сплавах. У Артема был опыт Средней Катуни, у остальных максимум – Сисим.
Препятствия нижней Оны характерны тем, что начинаются резко, с шиверы под номером 50 по лоции, и продолжаются практически без перерыва, вплоть до Онских порогов и немного ниже них. Общая протяженность, думаю, от 15 до 20 км.
Лихо войдя в первое препятствие, мы моментально оценили силу реки. Если до того мы вяло и даже скучно убивали время, то сейчас минут за 50 проскочили все препятствия до района Первого Онского порога. Они шли по нарастающей, приблизительно до 3 категории. Мелькали весла, Артем громко и четко командовал, Настя сидела позади, вцепившись в катамаран. Первый экипаж мелькал в валах и бочках недалеко впереди. Все моментально промокли до нитки. Кроме того, начала портиться погода, закрапал дождь. Время пролетело мигом, мы вдруг поняли, что до порогов всего ничего. Остановились перед шиверами 62-63, чтобы разведать Первый Онский. В разведку ушли капитаны – Алексей и Артем, остальная команда соорудила из шатра защиту от усиливающегося дождя.
Разведчики пришли через час в довольно оптимистическом настроении. Методика прохода порога была ясна. Поскольку остановились достаточно далеко, решили со снарягой пройти до последнего препятствия перед порогом, где капитаны увидели улово, в котором можно было зачалиться. И здесь вновь наш экипаж испытал небольшой стресс. Подходя к улову, мы как-то растерялись и нас потянуло прямо в порог. Ситуацию спас Женя, профессионально бросивший нам «морковку». Тяжеловато было бы без разведки, да со снаряжением, уйти в порог.
С катамаранов было всё снято и перенесено по натоптанной тропе в конец порога, к плановой стоянке.
Первый порог я и Ваня-младший не проходили. Я решил пока просто посмотреть методику и результаты. Оба экипажа при прохождении возглавлял Алексей. Пройден порог был спокойно, без приключений. Пацаны «на бис» протащили один из катамаранов обратно, чтобы в третий раз пройти порог вместе с девчонками. Охота пуще неволи – протаскивать кат через кусты с полкилометра – занятие тяжелое.
Вся процедура, от снятия снаряги до всех прохождений, заняла часа 2. Второй порог решили оставить на завтра.
Недалеко от лагеря обнаружили местный «музей», созданный сплавщиками. Чего там только нет: и телевизор с пультом, и какие-то куклы, и таблички, и, самое неожиданное – унитаз! Вот как и зачем его сюда приперли – непонятно. Буйная фантазия туристов не знает границ.
День шестой, 25 июля. Второй Онский и выход в Абакан.
С утра погода была получше. Капитаны отправились на разведку Второго Онского порога. Вернувшись, сообщили, что он примерно такой же по сложности. Я решил, что этот порог мы с младшим Ваней пройдем наравне со всеми.
Вещи обносили прямо от лагеря. Шли довольно далеко, больше километра. На обратном пути я чуть не наступил на гадюку, которая с недовольным шипением уползла с тропы. Как-то повезло Ване-старшему, шедшему впереди меня, он её даже не заметил.
Катамараны перегнали к началу порога. Вновь все экипажи возглавлял Алексей. Порог прошли просто, обойдя наиболее опасный слив правее. Мои личные ощущения – практически никаких ощущений. Просто не успел ни напугаться, ни понять, что к чему, как порог уже кончился.
Вновь был проход «на бис», с перетаскиванием катамарана по кустам.
Итак, пороги пройдены. Как мы считали, на этом всё, основная часть окончена, дальше только отдых. Немного ошиблись….
Снаряжение разместили на катамаранах и двинулись дальше. По лоции впереди было несколько несложных препятствий. Однако нам так не показалось, в особенности на последнем. Это был нехилый слив со здоровенной бочкой и валами по полтора метра, в которых закрутило оба экипажа. Катамараны буквально нырнули. Благодаря слаженным действиям, мы вырвались, но было, честно говоря, страшнее, чем на порогах. Катамараны груженые, рамы скрипели и трещали. Как оказалось, на обоих экипажах они лопнули, но в целом выдержали. Так что предупреждаем всех последующих – «несложные препятствия» после Онских порогов не такие уж несложные. Одно из них по сложности соотвествует этапу любого из Онских порогов.
После последнего препятствия река постепенно успокаивается, но течение остается резвым. Мы быстро проскочили последние километры и красиво вошли в Абакан – здоровую реку, размером примерно как Бия. Устье Оны очень красиво. Горы расступаются, но не становятся ниже. Красивая глухая тайга, чистейшая вода Абакана, хорошая погода прибавляли настроения. Еще около 2 часов мы плыли по реке. Навстречу и в обгон стали попадаться катера и лодки. Вверх по течению они шли натужно. Характерное плавательное средство – длинная узкая лодки, метров 10, наверное. С мотором. Оно и понятно, с широким днищем плыть вверх по течению хоть и не сложной, но всё-таки горной реки трудно. Похоже, лодочники зарабатывают тем, что доставляют туристов из Абазы вверх по Абакану на места стоянок. Населенных пунктов там нет, но присутствие людей чувствуется.
Стоянку нашли справа, в хорошем сухом месте. Конец этого и весь следующий день решили посвятить отдыху. Вечером, как всегда, вываривали кедровые шишки и сосредоточенно грызли молодые орешки.
Проверили, что такое сильное течение. Вроде бы на вид ничего страшного, но когда заходишь по колено, то уже начинает сильно стаскивать. А если поддашься и поплывешь, то, когда будешь пытаться останавливаться, неизбежно побьешься коленками о камни.
День седьмой, 26 июля. Дневка на Абакане.
Дневка прошла в купаниях, сушке снаряжения, стирке, походах по окрестностям и традиционном шишковании. Возможно, остались бы и еще, но заканчивались продукты. Осталось на один завтрак.