ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОКОНЧАНИЕ СПЛАВА И НОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ  

День восьмой, 27 июля. Окончание сплава, прибытие в Абазу.
Погода стала меняться. С утра было довольно мрачно, накрапывал дождь. Сплав по Абакану в целом малоинтересен. Большая река, красивые окрестности – только это привлекало внимание. От нечего делать устроили небольшие догонялки со столкновениями катамаранов. После обеда прибыли в Абазу под накрапывающим дождем. Довольные, но голодные.
Я пошел за машиной, Алексей на вокзал покупать билеты. Как оказалось, проблем с ними не было. Постепенно машиной перевезли всё снаряжение к вокзалу. Катамараны и спасжилеты остались у меня в машине. Основная часть команды отправлялась домой на поезде, а я с младшим Ваней планировал путешествие по Хакасии. Нам вызвался составить компанию Ваня-старший.
Тепло попрощавшись, мы двинулись дальше. Планов было громадьё, впереди еще целая неделя отпуска. А в Хакасии есть что посмотреть. Первое, что сделали – совершили набег на местный супермаркет, сделав одной из продавщиц, наверное, половину дневной выручки, судя по её сияющим глазам.
После красивейшего перевала из Абазы в Таштып в машине почувствовался запах гари. Я в принципе сразу понял, что это, скорее всего, моторчик вентилятора охлаждения, до этого гудевший как-то неправильно громко. Плохо, но терпимо. Погода была нежаркая, с дождем, впереди пока сильных перевалов нет, машина загружена также не сильно, до Абакана доедем. А там – знакомое СТО с мастером Андреем, спасшим в прошлом году нашего Форда.
С таким оптимистичным настроением двинулись дальше.
Первая достопримечательность, которую мы планировали посетить – Сафроновский могильник тагарской культуры. Вообще, вся Хакасия – один большой могильник сотен культур. На протяжении тысячелетий там жили люди. И было их, судя по количеству захоронений, всегда очень много.
Впрочем, все достопримечательности хорошо описаны в справочнике Ле При Фюте «Хакасия», вышедшем в 2003 году. Поэтому не буду подробно всё описывать. Лишь предложу наиболее оптимальный, на мой взгляд, маршрут для максимально подробного осмотра за неделю.
Чтобы увидеть Сафроновский могильник, нужно от улуса Полтаков повернуть налево, на улус Сафронов (налево, если едешь из Абазы). Через несколько километров справа будет сам улус, а чуть дальше вперед, за улусом, хорошо видны стелы могильника, мимо проехать невозможно. Нужно повернуть в деревню, проехать её поперек и по полевой дороге проехать до самого памятника. Его возраст – 2,5 тыс. лет. Как люди сюда притащили эти глыбы – непонятно.
Пока мы осматривали могильник, машиной заинтересовался молодой бычок, который начал её бодать. Бычка отогнали, но на боку он успел оставить пару царапин.
На этот день планы были исчерпаны, уже вечерело и мы отправились искать место ночлега. Недалеко за улусом Полтаков выехали к одному из рукавов Абакана и поставили палатку. Вечер был красивейший.
День девятый, 28 июля. Бельтирское – Бея – Саяно-Шушенская ГЭС – Саяногорск – Белый Яр.
Утром еле-еле успели свернуться до начала дождя. Всё-таки китайская газовая плитка рулит – готовится всё моментально.
Целями этого дня было посещение музея-заповедника Казановка и Саяно-Шушенской ГЭС.
Музей-заповедник Казановка находится на достаточно обширной территории недалеко от с.Казановка. В Аксизе нужно повернуть в сторону от реки (направо если ехать из Абакана и налево, если из Абазы), проехать около 30-35 км. до Казановки, далее есть указатели прямо с дороги. Там еще 5-6 км. по проселку и попадаете в юрточный комплекс «Кюг», где, собственно, можно найти проводника. У нас был непосредственно сам директор. На территории заповедника находится масса древних археологических комплексов, а также весьма красивая природа. Конечно, за пару часов мало что можно успеть помсотреть, туда хорошо съездить на несколько дней. Юрточный комплекс достаточно комфортен, теплые туалеты и душ, чистые стационарные юрты хакасского типа, из дерева.
Мы посетили писаницу на скале у дороги, родовую гору Майнагашевых и камень Ах-Тас, который, по утверждениям местных, обладает целебной силой. Видно, что около него бывает много людей. Стоит этот камень неизвестно сколько тысяч лет, он сильно истерт от постоянных «обниманий».
Погода не очень жаловала, шел дождь, но всё-равно рассказы экскурсовода и сама природа впечатляли. С удовольствием пожил бы там с неделю. Но планы у нас были пока другие.
Вернулись к Аскизу, повернули направо на Бельтирское и затем свернули с основной трассы налево, через мост и поехали в сторону Саяногорска. Дождь шел сильный, тучи низко стелились. Ехали поначалу в размышлениях, что там дальше будет с погодой. Памятуя про изменчивость погоды в горах, я надеялся на лучшее. Надежды впоследствии оправдались.
По идеальной трассе, которых в Хакасии очень много, мы довольно быстро добрались до Саяногорска, и, объехав его справа по пригородам (для этого нужно в с.Сабинка повернуть направо), выехали к Енисею и двинулись в сторону знаменитой ГЭС, одной из крупнейших в мире. После Саяногорска резко вновь начинаются лесистые горы (до этого была горная степь), плотно прилегающие к могучему Енисею. Где-то в районе Майны проехали поворот на гору Гладенькая, горнолыжный курорт. Там же большие разработки мрамора. Из Майны же можно проехать в Шушенское.
В Черемушках нам открылась панорама громадной плотины высотой 250 метров и длиной до километра. Она настолько впечатляюща, что стоит отдельного путешествия к ней. Меж двух гор сооружен бетонный монстр, подпирающий реку. Страшно представить тот объем воды, чей напор сдерживает циклопическое сооружение. Перед плотиной есть большая смотровая площадка. От ней до плотины километра полтора, ближе не пускают. Не доезжая плотины есть мост, по которому можно переехать на другой берег. Там раньше тоже была площадка, с которой можно было увидеть водохранилище и воочию убедиться в монструозности всего сооружения. Но площадка была закрыта, там велись взрывные работы, на ГЭС постоянно что-то достраивается.
Полюбовавшись на виды, двинулись обратно. Не доезжая Саяногорска устроили привал на обед на берегу Енисея. Погода стала заметно улучшаться. Через Саяногорск, мимо алюминиевого завода поехали в сторону Абакана. Дорога шла вновь по горной степи – самому привычному пейзажу Хакасии. Недалеко от каких-то озер увидели оригинальную автобусную остановку с большим памятником арбузу, с отрезанной красной долькой. Арбуз метра три в диаметре.
Ночевку наметили ближе к Абакану, вновь на берегу одноименной реки. Нашли хорошее место между Белым Яром (фактически прирогод Абакана) и с.Изыхские Копи. Некоторое время рядом были рыбаки, потом и они уехали. Место очень приятное, рядом большая тополевая роща-парк. Палатка была мокроватой, но быстро высохла.
День десятый, 29 июля. Абакан – Салбык – Шира.
Утро порадовало ясной погодой. Наконец-то появилась возможность подсушить снаряжение и палатку, что мы и сделали. Первой задачей дня стоял ремонт моторчика привода вентилятора, для чего мы поехали в Абакан к старому знакомому мастеру Андрею.
Вокруг Абакана построена шикарная кольцевая дорога. Как мне рассказали, сделана она на теле плотины, построенной после большого наводнения 1969 года, когда было полгорода затоплено. Чтобы построенная плотина не пустовала, по ней построили многополосную кольцевую дорогу.
Андрея нашли быстро, он даже не удивился, что мы приехали. Говорит, ждал, что наверняка заедем. А тут еще и повод. На одном из авторазборов нашли близкий по типу моторчик, который Андрей подогнал. Моторчик работает до сих пор, менять на стандартный я не собираюсь.
Прокатились по городу, поснимали. Абакан – один из самых чистых и красивых виденных мною сибирских городов. Он производит впечатление даже не сибирского, а какого-то южного теплого городка. Очень зеленого, спокойного.
Основной целью дня было посещение Большого Салбыкского кургана, расположенного в так называемой Долине Царей, где тагарцы (культура, близкая скифской), хоронили наиболее знатных воинов.
Выехали из Абакана в сторону Красноярска по трассе М54. У Пригорска решили завернуть направо, проехать к Енисейским Воротам. За Пригорском, мимо заброшенного завода и затем просто в сторону Енисея, проехать проблем не составляет. Кстати, сам завод и несколько полузаброшенных многоэтажек производят сами по себе впечатление. Как в «Сталкере» прямо…..
Это красивое место с широчайшим размахом Красноярского моря и гор, похожих на крепости. Вообще, странное впечатление производят некоторые горы в степной части Хакасии. Они - словно кем-то построенные крепости. В особенности такое впечатление производят горы в районе Енисейских Ворот и в долине Белого Июса.
Енисейские Ворота интересны еще тем, что в этом место могучая река просто поперек прорезает сразу два хребта. Говорят, что Енисей старше Саян, но я всё равно не понимаю, как это может быть, чтобы река пробила два хребта?
Вернувшись обратно, мы пересекли М54 и поехали в направлении на Сорск. Приблизительно через 35 км., за с.Вершино-Биджа стоит указатель налево на Большой Салбыкский курган. Курганы видны в степи издалека и уже так производят впечатление своим видом. Это здоровые крепостные стены, внутри которых захоронение, а сама крепость засыпана высоким курганом, так, что стены торчат по его краям. И таких курганов по степи десятки. Большой Салбыкский раскопан, представляет собой просто большую открытую крепость, сооруженную из гигантских камней, типа как в Стоунхендже. Курган находится в нескольких км. от дороги, ехать по проселку. Хакасский проселок прост для проезда, болот, камней и говен там нет, почва твердая и ровная.
Около кургана обнаружили прикольное место – знак «стоянка» посреди голой степи. Не удержались, сфотали машину на его фоне. До ближайших скал, где можно было взять такие камни, из которых сооружена крепость, километров 15-20. Как они таскали эти булыганы весом не один десяток тонн, непонятно? Понятно одно – народу тогда жило в Енисейской котловине, наверное, больше, чем сейчас.
Осмотрев курганы, вернулись на М54. Поскольку в дальнейшем у нас явно не будет времени посетить пещерный край в районе с.Малая Сыя, решили заглянуть в пещеру Бородинскую, у с.Толчея. Как сейчас я понимаю, мы могли проехать туда по гораздо более короткой дороге, свернув у с.Вершино-Биджа налево, возвращаясь с Салбыкского кургана.
Найти пещеру не так-то легко. В с.Толчея нужно свернуть в конце налево, проехать мимо коровников, держаться правее и вдоль склона горы ехать, не сворачивая. Дорога приведет в тупик между гор. Где-то 4-5 км. от деревни. В тупике можно оставит машину и подняться по тропинке влево вверх. Вначале виден большой провал, куда спуститься можно только со снарягой, а выше есть пещера. Пацаны пролезли недалеко и попали в тупик. Возможно, там есть где-то еще ходы, но у нас не было времени на исследования.
Вернувшись на М54, взяли курс на Ширу. Повернули с трассы у Знаменки, посчитав, что это короче, чем через Боград. Время близилось к ночи, становилось темно. После с.Борец, с очередного перевальчика, увидели блестевшее в лунном свете озеро. Подъехав к нему, увидели у дороги беседку с бьющим из-под ней ключем. От беседки в сторону озера шла накатанная дорога. Перед нами повернули Томичи, мы двинулись за ними. С правой стороны всё время попадались грозные таблички, что дальше заповедник. Мы ехали вдоль его границы. Наконец, выехали к озеру. Берег твердый, с мелким камнем, на берегу высокие кусты и небольшие березы, растущие прямо из озера. Рядом довольно много машин с палаткой, вдалеке виден сам курорт с огнями. Это место оказалось на порядок лучше палаточного лагеря рядом с курортом, расположенным на открытом всем ветрам берегу.
Быстрый ужин и спать…


Окончание

Hosted by uCoz