ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОДГОТОВКА И ДОСТАВКА.  

Уже не первый год планы следующего лета начинали формироваться буквально по приезду с очередного летнего круиза.
Так же было и летом 2006 года. Путешествуя через Алтай в Туву и затем Хакасию, принимая участие в решении технических проблем больного «Форда-Эксплорера», я обратил внимание на красивейшие места Южной Хакасии и речку Ону, живо напомнившую мне прошлогодний (2005 года) приятный «курортный» сплав по Чарышу. А поскольку Алексей, с которым мы плавали по этой алтайской реке, приобрел на свой школьный турклуб аж целых два катамарана, желание поплавать по более серьезным рекам подспудно росло. Поскольку прошлогодние технические проблемы не позволили еще и подробнее осмотреть природу и исторические места благословенной Енисейской котловины, в голове созрел план комбинированного водно-автомобильного путешествия, объединяющего в себе освежающий легкий экстрим категорийного сплава (не слишком, конечно, фанатичного) и драйв познавательного автотура.
Подумано – сказано. Алексей весьма живо откликнулся на предложение. Вновь приобретенные школьным турклубом катамараны, один из которых Алексей вовсе практически своими руками сшил, нужно было опробовать не только на Сисиме, и, тем более, Берди. Катамаран – средство для более серьезных мероприятий.
Поскольку мы не крутые распальцованные сплавщики, а всего лишь любители, хотя и с кое-каким опытом, Она – самое то. Река, в средней части течения спокойная, а внизу достаточно бурная, до 3-4 категории, позволяет новой команде вначале попривыкнуть друг к другу, поизучать методику, да и просто отдохнуть на фоне красивейшей природы южной Хакасии. Ну и «на десерт» шли пороги нижней Оны.
Достаточно подробно изучив имеющиеся материалы, в том числе видео, решили, что для нас сплав не составит большой трудности. А закаленные в походах ребята турклуба будут надежными коллегами и партнерами. Ворчание и сопротивление женщин преодолели уверенностью и настойчивостью.
Рассказ о сплавной части путешествия не будет носить отчетного «правильного» характера. Это просто личные впечатления одного из участников.
Подготовка к путешествию с моей стороны заключалась в личной экипировке и составлению своей дополнительной программы, потому что я не ограничился сплавом, продолжив его уже самостоятельным автомобильным походом. Вкладом в «общее дело» была сама идея, поиск информации, в том числе по наиболее удобной доставке, а также довоз на своем авто наиболее тяжелой части экипировки – катамаранов и продуктов.
Изначально я вроде как не собирался использовать машину, однако привычка быть полностью независимым от капризов транспортной судьбы, а также стойкое желание посвятить часть времени познанию иных сторон обширного края сделали своё дело. Тем более, что при приобретении билетов на прицепной вагон от Новокузнецка выяснилось, что на всех-то билетов и не хватило бы. Еще и со мной отправились два члена экспедиции, помимо меня и сына Ивана.
Для сплавщиков, кто не знает, сообщаю дополнительно: заброска из Новосибирска до места начала сплава по Оне и отъезд обратно достаточно просты, что делает эту реку еще более привлекательной. Из Новосибирска каждый день ходит электричка до Новокузнецка. Отправляется она в первой половине дня, но не слишком рано. Через час после её прихода в Новокузнецк оттуда отправляется поезд Новокузнецк – Абакан, в котором через день есть прицепные вагоны до Абазы. В половине девятого местного времени следующего утра вы уже в Абазе, потратив на всё про всё около 16 часов пути с одной вечерней пересадкой. Правда, те члены экспедиции, кто ехал на поезде, были «осчастливлены» жуткой духотой в вагонах и температурой около 35 градусов. Но и на улице было не меньше. От Абазы достаточно легко нанять микроавтобус. Если его нет у вокзала, можно просто пройти 200 м. до автовокзала и заказать транспорт официально, благо это нетрудно. В этом году нам обошлось удовольствие в 4000 руб. на 10 человек и снарягу. Расстояние до места начала (если вы не идете в верховья) – около 100 км. Этим местом является бывший поселок Большой Он, где в Ону впадает этот самый Большой Он и делает её полноводной настолько, чтобы можно было просто забыть о проблемах мелкоты и узости русла в любой сезон.
Вернемся, однако, к началу путешествия. Загрузив накануне снарягу и договорившись, где будут ожидать меня парни, я осмотрел последние штрихи на подготовленном авто и собрал свой скарб, в число которого, помимо обычного походного оборудования были еще каска, а также неопреновые носки и шорты. Полный неопреновый костюмчик мне отсоветовали, жарковато в нем, да и не такая уж великая категория для него. Кстати, и шорты я не каждый день надевал, а вот носки – отличное дело, поскольку ноги весь день были в воде. Произошел небольшой облом со спасжилетом. Алексей вначале пообещал общественный, но потом оказалось, что где-то он просчитался, и мне пришлось искать спас уже в дороге, в Кемерово.
Состав команды был очень молодежный. Алексей – капитан, учитель большинства участников, я – как бы соорганизатор и самый старший по возрасту в команде. Ну а далее – сплошная зеленая по возрасту, но вовсе не по опыту и духу молодежь. Ваня 20 и Ваня 13 лет. Еще один Ваня, две Насти, Артем, Женя и Кирилл – все выпускники одной школы этого года, 17 лет. В мой автомобильный экипаж были назначены, кроме меня и младшего Вани, моего сына, еще Женя и Ваня-средний.
20 июля. День первый – рекордный во всех отношениях.
Рекорд первый – жара 35 весь день. Может, это и не температурный рекорд погоды вообще, но мой личный рекорд для столь дальней поездки точно.
Рекорд второй – авто было загружено «по самое не могу». Теперь мне точно нужно ставить моему Акцентику памятник при жизни. Не подвел старичок, всё выдержал.
Рекорд третий – проехать в такую погоду и при такой загруженности, по разным дорогам, за день 1200 км., ни разу не закипеть, бодро держать 100-120, весьма ограниченно кушать и вообще не капризничать – это надо быть хорошим и уважающим себя автомобилем, особенно при таком почтенном возрасте в 12 лет. Ну и водитель, конечно (сам себя не похвалишь, никто не похвалит) выдержал это вполне достойно. Как и пассажиры, впрочем. Особенно ехавшие позади парни, сидевшие в группе с двумя рюкзаками.
Итак, выехали около 7 утра. В районе 8, после собирания всех пассажиров, выехали на М-53. У города бешеный встречный трафик, народ едет на работу. На выход машин немного. До Кемерово доскочили за 3 часа, причем вначале я очень боялся пробить подвеску из-за большого загруза и ехал 80-100, потом понял, что ничего не сделается амортизаторам и пружинам и перешел на режим 110-130. Пацаны досматривали сны.
В Кемерово, по причине отсутствия у меня спасжилета, пришлось заехать. Потратили около получаса на поиски требуемого, а в общей сложности, наверное, около часа по сравнению с тем, если бы пошли сразу на выход дальше. По дороге Ваня-младший запомнил местонахождение фирменного магазина ФК «Спартак» и взял с меня клятвенное обещание на обратном пути обязательно заехать. В Новосибирске такого магазина почему-то нет.
Около 12, на выезде из Кемерова в сторону Мариинска пообедали в кафе. Названия не помню, да и ни к чему, еда так себе, цены тоже не сказать чтобы малые. В городе порадовала новая качественная развязка на первом мосту через Томь.
Трафик в Кемерово по сравнению с новосибирским просто как отдых. Никаких тебе пробок и долгих стояний на жаре. На выезде из города тоже не особо напряжно, а после Березовского (прикольно, когда читаешь это как фамилию) так и вообще дорога практически свободна. Дальше трасса пошла по отрогам Кузнецкого Алатау, вверх-вниз, вправо-влево, качество не особенно хорошее, местами неприятные провалы и ямки. Но ремонтируют. Обогнали колонну желтых школьных автобусов, перегоняемых из Кургана куда-то на восток.
Населенных пунктов между Кемерово и Мариинском немного, ощущение глухомани, виды весьма и весьма красивые. Интересно наблюдать недалеко от большого города глухую тайгу.
Мариинск встретил плакатом «Мариинск – это судьба». Как-то стало немного жалко местных жителей… Немного поплутав по городу и невзначай заехав в какой-то глухой угол, всё-таки вырвались и сразу нарвались на ремонт дороги. Дальше до Итатского дорога местами ремонтировалась, местами оставалась очень хренового качества. Ощущение, что асфальт изначально не раскатывали, а просто разбрасывали и он так и застывал неровными кочками.
После Итатского стало веселее, качество дороги заметно улучшилось. Боготол проскочили незаметно и быстренько доехали до Ачинска. Его проезжать тоже несложно. Сделали остановку в магазине, закупились водой и рванули дальше, на Назарово. Время было, кажется около 16 новосибирского. Дорога стала интереснее, а после Назарово я понял, что народ здесь такой же, как и в Новосибирске – в пятницу вечером все резко стартуют в южном направлении, в горы. Если у нас это Алтай, то здесь – хакасские Саяны. Поток был что тебе на М52. Номера в основном местные, а также кемеровские и томские. Главное направление – Шира.
Народ в машине с интересом позвонил едущим в поезде, пожаловавшись на некоторую тесноту и жару. Однако тем было не в пример хуже – в Новокунецке они сели в вагон с температурой внутри под 40. Настоящая баня!
Доехав до Ужура, мы свернули налево, в направлении Новоселово. Так быстрее добраться до места. Шира и прочие прелести будут позже, а сейчас – доехать. Машин резко стало меньше, в основном местные. Лишь пара кемеровчан увязалась за нами и только через 30-40 км. они поняли свою ошибку, спросив, а не в Ширу ли мы так целенаправленно едем. Получив отрицательный ответ, чертыхнулись и повернули обратно.
В Малом Имыше не забыли повернуть направо, сократив путь к Усинскому тракту М54. И, поднявшись на перевал, увидели впереди пространства Красноярского моря и оживленную дорогу, по которой красноярцы прямо-таки потоком рвались к югу, к горам Хакасии.
Вечерело, мы продолжали движение уже по Хакасии, по огромным пространствам Енисейской котловины. Добрались до Абаканской агломерации, состоящей из собственно Абакана, а также Черногорска, Минусинска и нескольких поселков. Абакан обошли по объездной и взяли направление на Аскиз – Ак-Довурак.
Уже в районе Абакана я понял, что до Абазы мы сегодня не доедем. Оставалось еще около 150-180 км. отличной, в общем-то, дороги, но и усталость брала своё, и время шло к глубокому вечеру, а еще нужно было найти место для ночевки, и лучше засветло. По моим прикидкам мы должны были доехать минимум за Аскиз, максимум за Таштып. Увы, судьба распорядилась иначе. Не успели мы отъехать от Абакана, как лопнуло переднее правое колесо. Именно лопнуло, как выяснилось позже. Не покрышка, а камера (у меня старорежимные камерные колеса). Скорее всего, из-за жары и долгой езды с перегрузками давление поднялось выше нормы.
Колесо заменили минут за 10, с учетом выгрузки багажника и загрузки обратно. Было принято моментальное решение искать место для ночевки. Благо, ехали уже недалеко от реки Абакан, на которой, как я подумал, таковое место найти будет несложно. Собственно, так и оказалось, за исключением некоторых нюансов. А именно, мы нашли место для устройства палатки в приречных зарослях, но до реки так и не добрались, запутавшись в болотистых старицах. Ночевали где-то недалеко от улуса Катанов. Улус – это населенный пункт, по-нашему деревня. До места назначения оставалось немного меньше 100 км. По хакасским дорогам это около часа. Не найдя доступа к чистой воде, ограничились припасенной пятилитровой бадейкой, быстренько сварганили себе ужин, опробовав новую газовую плитку и завалились спать. Одновременно с нами в ближайшей старице местные рыбаки ставили сети.


Продолжение

Hosted by uCoz