Саянское кольцо-2008. Май. Из лета в зиму и обратно, и так несколько раз.  

На майские праздники созрело несколько идей, как провести их наиболее продуктивно. К тому же у меня осталась еще часть прошлогоднего отпуска, которой я решил воспользоваться.
В итоге выбор между Восточным Казахстаном и Саянами был остановлен на втором варианте, Казахстан оставили на июнь.
На этот раз, в отличие от прошлогоднего варианта, решили совершить классическую поездку по Саянскому кольцу. Правда без подробностей в Туве, просто проехав через неё за один день. В одну машину как-то не очень комфортно показалось останавливаться там где-то.
День первый, 4 мая. До Ширы через трассу Алтай-Кузбасс. 1200 км. за день.
Неинтересно ездить по одним и тем же местам. В прошлом году трассу Белово-Тальменка я проехал не полностью. Захотелось проехать её всю. Первые 80 км. от Тальменки до Залесово – абсолютно прямая трасса, проскочили быстро. На границе с Кемеровской областью начались невысокие красивые таежные горы – Салаир. Дорога там подразбита. Дальше опять ровная. На территории Кемеровской области всего одна АЗС, да и в Алтайском крае негусто.
В районе Белово вышли на трассу Новокузнецк – Кемерово. Практически идеальная дорога с довольно высоким трафиком, но ехать там как-то легче, чем по М52 даже там, где она из автобана превращается в обычную двухполоску. В одном месте поймали на превышении на 15 кмч., но отпустили, по рации передали ориентировку на ловлю более злостных нарушителей.
Рассмешил указатель на деревни Шевели и Сарапки. Чтение вместе дает интересные смысловые варианты.
Кемерово с юга проходится просто, далее классическая дорога М53, подремонтированная по сравнению с прошлым летом. При подъезде к Верх-Чебуле спонтанно решили ехать через Ачинск, а не Шарыпово. Мариинск прошли по полуобъездной, достаточно просто. Далее Ачинск, Назарово, Ужур. В последнем чуть не заплутали. Уже близко к темноте заехали в Хакасию со стороны Копьево. Несмотря на то, что зелень еще только чуть тронула степь, сопки и деревья, а все крупные озера стояли замерзшие, красота долины Июса от этого не пострадала. В прошлый раз я видел это ясным летним днем, сейчас – в сумерки начала мая. Гора-крепость и «Сундуки» вдалеке, как и в прошлый раз, создавали ощущение чего-то космического.
Ну и, конечно, не могу в очередной раз не похвалить хакасские дороги. По сравнению с нашими они просто идеальны. Причем, в отличие от того же Алтая, уж не говоря про Новосибирскую область, их много. Особенно впечатляют подъезды к Абакану и кольцевая вокруг него, до чего нам в Новосибирске, как до Африки пешком. К тому же по трассе вокруг всех городков, поселков и деревень существуют объездные дороги.
Первая ночевка планировалась в санатории в Шире, вернее, если быть точным, поселке Жемчужный на берегу озера. В поселке стояла абсолютная непривычная для подобных мест у нас тишина. Все корпуса довольно крупного санатория были практически пусты, на фоне оптимистической надписи: «Приглашаем в крупнейший в Сибири санаторий». Странно, а как же Белокуриха?
Мы жили в номере за 700 руб. без завтрака, уровень среднего советского санатория 80-х, чистенько, но не более того. В Белокурихе за те же деньги можно получить заметно лучшее качество. Всю ночь мучил запах сероводорода, несильный, но ощутимый.
Озеро замерзшее.
День второй, 5 мая. Туим, Сундуки, Салбык, Абакан. 350 км.
Погода с утра не очень баловала. Утро началось с дождика, потом распогодилось. На этот день в планах стояли Туимский провал, Сундуки и Салбыкский курган.
Собравшись, взяли курс на Туим. Для этого заехали в Ширу, далее по основной улице мимо вокзала и вдоль железной дороги. Ошибиться трудно. До поселка около 20 км., в отличие от прошлого лета, никто на трассе не стоял с табличками «покажу Туим». Не сезон еще. На фоне весенней желтизны и деревьев без листьев остовы старых заводов и развалины шахт выглядели еще более жутко.
Кто не читал прошлогоднего отчета, напоминаю дорогу к провалу. От въезда в поселок километра через 2 перекресток, с которого справа видна теплотрасса сверху над дорогой. Едем туда, в сторону промышленных развалин. При подъезде к ним оставляем их справа, едем мимо действующей котельной и подъезжаем к горе, у подножия которой входы в шахту в виде развалин. Наверх направо уходит дорога к провалу. Ехать несложно, если не совсем уж мокро.
Наверху, у провала никого не было и это было здорово! Зияющая пустота, высокие стены, замерзшее озеро внизу и ветер, очень сильный ветер. Провал мы обошли почти полностью. Когда стоишь близко к краю, ощущение неприятное, тянет вниз. Бросили несколько камней, они летели вниз около 5 секунд, а удар звучал, как взрыв гранаты, многократно отражаясь от стен. Когда громко крикнешь, эффект почти тот же. Проорались вволю. Еще посмотрели на глубокие трещины в оставшейся части горы, что наводит на мысль о незаконченном формировании провала. Последний раз он обваливался в 1991 году.
Внизу, там, где в прошлом году организовывали экскурсии внутрь провала через шахту, в мае, конечно, проводников не было. Без них пойти не рискнули, хотя вода была замерзшая наглухо, и скорее всего можно было пройти по льду до самого провального озера.
В прошлом году я так и не попал к Сундукам. Не хотели пускать они нас и в этот раз. Начав с того, что, по возвращении в Ширу при выезде из неё в сторону Сундуков начался сильнейший снег с ветром, практически буран. Из Ширы нужно выезжать в сторону Копьево, на выезде поворачивать налево (при въезде с другой стороны, соответственно, направо), по указателям на Черное Озеро и Коммунар. Ехать нужно, держа направление строго на Черное Озеро. После моста через Июс на втором повороте едем направо на щебеночную дорогу вдоль древнего действующего канала и подъезжаем к Сундукам в районе между 4 и 5-м. Далее дорога уходит направо, а налево – грунтовка вдоль Сундуков. Сундуки производят полное впечатление неких стартовых площадок, с одной стороны пологих, а с другой круто обрывающихся вниз.
При повороте на грунтовку случилось еще одно событие, показавшее нежелание местных духов пускать нас к Сундукам. После только что прошедшего мокрого снега дороге слегка развезло. Грунтовка была насыпной и с уклоном, машину метров через 50 после поворота потащило вниз, при этом я чуть не опрокинулся. Нужно было предварительно посмотреть, но я понадеялся, что тут почва каменистая и не скользкая. Наивный…. Опыт иногда подводит, перейдя в самонадеянность. Ситуация возникла неприятная, двигаться невозможно, машина сползает дальше, на дороге никого, ждать пока просохнет – долго. Проехавший минут через 5 дед на шестерке отказал в помощи, сказав, что устал, издалека едет. Я стал попросту срезать мокрый слой и пытаться потихоньку выехать. Частично это удалось, машину я выровнял, осталось всего ничего, но возиться пришлось бы еще немало, если бы не неожиданная помощь в виде красноярцев на Калдине, которые, увидев нас, свернули с дороги и помогли выбраться, за что им огромное спасибо!
Выбравшись, мы не поехали обратно, а двинулись дальше, к подножию 4 Сундука. Погода улучшилась, настроение тоже. Попробовали проехать вдоль Сундуков, но дорога там сильно каменистая, да и времени на просмотр всей цепи гор не было. Попробовали забраться на 4 Сундук, поднялись не очень высоко, но вид там, тем не менее, был еще более космический. У подножия есть петроглифы, древние рисунки, местами слегка порнографического характера.
Следующим объектом этого дня планировался Большой Салбыкский курган. По дороге, недалеко от Ширы, остановились пообедать у источника. Слева от дороги оборудовано место для отдыха, рядом с которым есть источник с холодной вкусной ключевой водой.
Чтобы проехать к кургану, нужно почти доехать до Абакана. У поселка Пригорск поворот налево, в сторону Сорска. Через несколько километров появляется первый указатель на Салбыкский курган. Всего до него от поворота около 40 км. Указатель стоит на дороге, после него до кургана 5 км. На первой развилке едем правее, на второй левее – и впереди вначале некопаный курган с триангулятором на вершине, а за ним – собственно сам Большой Салбыкский курган – захоронение богатого вождя скифских времен. В Долине Царей, как называется это место, курганов множество, но этот – самый большой и единственный полностью очищенный археологами от земли. Он производит впечатление огромной крепости, со стенами из глыб весом тонн по 50. Антуражем вокруг кургана были знак «Р» (стоянка для автомобилей) в открытой степи, а также остов туалета с сохранившимся «очком». Вокруг разбросаны десятки других курганов и хутора между ними.
Время близилось к вечеру. Решили, что успеем еще заехать к Енисейским воротам – месту на берегу Енисея у улуса Мохов, в 10 км. от Пригорска. Поразило, что на огромном пространстве Красноярского моря воды не было видно вовсе. В прошлом году в этом месте плескались волны, а сейчас нет никаких признаков воды. Не только в Оби этой весной мало воды.
Поскольку на следующее утро нужно было выкупить забронированные в абаканской туристической фирме Дискавери путевки на базы Кубайка и Золотой Ус, ночевать мы планировали в Абакане. Проехав по ночному городу, проверили 2 гостиницы в центре, с незамысловатыми названиями Абакан и Хакасия. В обеих не осталось недорогих номеров. Вернувшись немного в сторону Черногорска, остановились в конце концов в недорогой гостинице Кантегир, у аэропорта, за 1300 руб. за двухместный номер с завтраком. Простенькая, но чистая гостиница. Аэропорт за ночь так и не дал о себе знать никакими характерными для таких мест звуками. Так что аэропорт Абакана – самое тихое место в городе.


Вторая часть
Напишите мне

Hosted by uCoz