Часть вторая, трагикомическая  

22 июля, 400 км. Всё пока хорошо. Новосибирск – Осколково Алейского района Алтайского края.
В экспедицию закупили всё, что нужно для автономного существования в течение 2 недель. Одних продуктов набрали килограммов 100 вместе с упаковкой. Иной раз казалось, что там все 300кг. Машина заметно присела на корму.
Сборы позади, и утром 22 июля, в ясную и теплую погоду, мы выехали на здоровенном Форде Эксплорере в сторону моей родной деревни, постоянного места для старта всех моих горных начинаний. По ходу я постепенно приучался к новому для меня рулю американского внедорожника, так не похожего по поведению на дороге ни на привычные легковые седаны, ни на наши УАЗы. Машина тяжелая (2,5 тонны), по поведению больше похожая на грузовик, чем на легковуху. Больше 90-100 ехать на нем тяжеловато, да и бессмысленно. Настроение было праздничным, не испортила его даже первые признаки будущей поломки спидометра (и одометра тоже), что привело к отсутствию в моем рассказе ежедневного точного километража. Датчик скорости (а это ломался он) сдался, уже когда мы вновь вышли на трассу к месту встречи с участниками экспедиции. До этого он работал исправно – результат нашей совместной работы.
Прошли в этот день около 400 км., удивили полдеревни своим появлением. На следующий день планы были пройти до места встречи, попутно опробовав ходовые внедорожные качества на участке неизвестной мне по качеству, но существующей теоретически горной проселочной дороги в районе между Верх-Слюдянкой Усть-Калманского района и Сибирячихой Солонешенского района.
23 июля. 90 км. на Форде и столько же на Патриоте в качестве пассажиров. Осколково – Верх-Слюдянка – Осколково.
Чтобы сократить путь до Б.Яломана и одновременно опробовать внедорожные качества Форда, мы решили не ехать привычным путем. Около Усть-Калманки нас остановили гаишники, и, узнав, что мы идем в такое экстремальное путешествие, устно позавидовали. Лучше бы они этого не делали…
Проехав по хорошему асфальту через Усть-Калманку (попутно забыв там на АЗС лючок бензобака, но это мелочи по сравнению с дальнейшим), Новокалманку и Огни, мы свернули с трассы, ведущей далее в Бийск, в направлении на маленькую затерянную в горах деревеньку Верх-Слюдянка, от которой, по нашим расчетам, около 25 км. проселка до Сибирячихи, откуда должна продолжиться хорошая дорога уже до места.
С высоты пройденного в дальнейшем, я всё-таки прихожу к выводу, что, несмотря на выпавшие на нас в этот день испытания, они не прошли даром, ибо, если бы мы ощутили возникшую проблему где-нибудь в районе Бугузуна (скорее всего) или даже Хиндиктиг-Холя (что на порядок хуже) – проблема могла бы вырасти до уровня вызова эвакуационного вертолета.
Повернув с трассы, мы, наконец-то, въехали в горы. Дорога шла по красивым распадкам, на подъезде к Верх-Слюдянке пошли лесистые горы. В целом пейзаж напоминал район Горного Чарыша, что, впрочем, немудрено, потому что мы находились в самом начале Бащелакского хребта, выходящего в долину Чарыша.
Сама деревня находится в очень красивом месте, и жаль, что она фактически вымирает. Из жителей остались в основном пенсионеры и пасечники, довольно небедные, ибо у каждого во дворе стоит не одна единица техники, в том числе УАЗ-Патриот. Последнее стало для нас в этот день важнейшим фактором. Этот случай нам позволил поближе познакомиться с этим вариантом отечественного паркетника (как его позиционирует сам производитель). Что-то хорошее приобрела машина, а что-то и потеряла.
На въезде в деревню местный житель, обладатель Нивы, уверенно сообщил, что мы спокойно проедем, «на днях тут шестерка проезжала». Окрыленные, мы проехали деревню, слегка заблудились на окраине и спросили пасечника (одного из тех, с Патриотом во дворе) о дороге. Он указал направление и предупредил о высокой траве. Мы значения этому не придали. А зря….
Машина как-то тяжеловато тронулась с места, но дальше пошла бодро. Первые примерно 3-4 км. всё было отлично, дорога петляла между гор, была мягкой, но не топкой. Дальше пошла трава. Потом я, будучи не очень опытным джипером, умудрился посадить Форда на мост. Колея была УАЗовская, а Форд груженый. Включили мосты и все дополнительные опции и вылезли. Через пару км. из-под машины запахло и пошел дым. Проверили – вроде не масло. Как оказалось позже – это был дексрон, жидкость в автоматической коробке передач. Это и была та проблема, которая преследовала нас всю дорогу. Она решилась бы постановкой дополнительного вентилятора в системе охлаждения, но руки до этого до начала экспедиции не дошли.
Позже, уже в Новосибирске, при ремонте коробки оказалось, что в нее раньше лазили.
При чем не удачно. Один из косяков и сыграл с нами злую шутку. Но дополнительный вентилятор на охлаждение конечно никто не отменяет.
Проехав еще пару км., мы встали остывать. Высокая трава, загруженность машины, жара и отсутствие вентиляции сделали свое черное дело – двигатель закипел. Тут следует заметить, что на Форд Эксплорере 1-го выпуска система охлаждения АКПП тесно связано с основной. Это и привело к быстрому повышению температуры в системе охлаждения.
Пока он остывал, я решил прогуляться вперед. Дальше дорога была, на мой взгляд, вполне проезжей. Но судьба не дала нам такого счастья – познать короткий путь к цели. Вернувшись назад, я увидел недоуменный взгляд Виктора, сообщившего, что наш Форд не желает ехать. Мотор гудит, а скорость не включается. При ближайшем рассмотрении щупа обнаружилось практическое отсутствие уровня дексрона в коробке.
Итак, середина жаркого дня, мы стоим в 90 км. от места старта, в 8 км. от ближайшего жилья и в 400 км. от места встречи с соратниками. Стала приходить мысль, что «всё, приплыли». Но – надо как-то вырываться из горно-травяной западни. Решение было единственным – кто-то идет в деревню. Этим «кто-то» вызвался я сам, оставив Виктора и моего сына Ваню загорать у машины.
Бодро отмахав километры, часа эдак за полтора я дошел до дома пасечника. Да продлятся бесконечно годы этого святого человека! Он по одному моему взгляду понял, в чем дело, и сразу же засобирался, завел свой новенький, еще не обкатанный Патриот и поехал выручать нашего несчастного Форда.
Пока он собирался, я успел попробовать местный мед. Очень, скажу я, вкусный. А главное – гарантированно не бодяжный. Так что, будете в тех краях, обращайтесь к Коровину Анатолию.
Усилиями УАЗа и его водителя наш страдалец был вырван из плена и дотащен до Верх-Слюдянки.
Патриот пока добирался до Форда, пару раз сам почти закипал. На обратном пути, имея на прицепе 2-тонную машину, ему приходилось еще пару тройку раз останавливаться, для того чтобы остыть. Жара, перепады высот и высокая трава делали свое дело.
Дальше тросом тащить хозяин отказался, но мы были благодарны и за это. Оставив Форда у дома местной старушки, мы уехали обратно к месту старта, в деревню отца. Обладатель УАЗа довез нас. Не бесплатно, разумеется, но за очень умеренные деньги.
За время возвращения (хвала современной связи) мы умудрились позвонить Сорокину Александру (см. список команды), который в это время еще ехал к месту встречи. Он пообещал рассказать обо всем участникам экспедиции. Дальнейшие планы были неясны….
Приехав обратно, мы задействовали ресурсы моих родственников, благодаря чему дядя, живший в райцентре, пообещал на следующее утро привезти нам дексрон и доставить до места стоянки машины.
В эту ночь сон был тревожен, настроение невысокое.
24 июля. Перелом наступил! 90 км. пассажирами на «Волге» и около 300 на Форде. Верх-Слюдянка – Осколково – Петропавловское – Камышенка - Солонешное – Топольное – берег Ануя.
Утро было смурным и не очень приветливым. Дядя обещание выполнил, привезя литров 12 дексрона. Довольно быстро его служебная «Волга» доставила нас к Форду. Дорога, по которой за сутки мы проехали уже в третий раз, стала просто родной и знакомой до последнего метра.
По прибытии начали реанимационные мероприятия. Уровень дексрона был никакой, сумрачный Виктор полез под машину искать сливную горловину, подумав, что было бы неплохо слить старый, насколько это возможно. Горловину вроде бы нашел и стал сливать. Хорошо, что в канистры…. В это время мой веселый дядька рассказывал историю, как один его знакомый, меняя масло в двигателе, слил его из коробки и потом удивлялся, чего это так много масла после заливки нового?
Виктор слил «дексрон» (это мы так думали), затем через горловину щупа коробки мы залили новый. Литра 4, наверное. Решили погонять его, зная, что в коробке масса отделов и её нужно попереключать, чтоб распределить жидкость. Машина, заведясь, стала бешено маслать гидрокомпенсаторами, громко так и обреченно. Что-то не понравилось это нам. Остановили, проверили масло в двигателе – фиг, пусто! Посмотрели на то, что слили – что-то мало похоже на дексрон. Как сказал потом Витя, спутать по внешнему виду было не сложно. Что масло, что остатки дексрона были черны как смоль.
Машина покипела на славу.
Внимательно глянули на место, откуда сливали – точно! Слито из двигателя!!! Смеялись все вместе и очень долго!
С кем не бывает, в конце концов? Залили масло обратно (хотя черноватым оно было) и попробовали переключить передачи. Ура! Берет! Едет!
Первую половину обратного пути принимали решение «ехать-не ехать», вторую – пытались дозваниваться с просьбой подождать нас где-нибудь до Бугузуна. Согласие нами было получено.
Мой родитель пытался нас отговорить, но куда там, поздно. Неужто мы, готовясь целый год, так просто отступим от планов?!
В очередной раз тронулись по до боли знакомой дороге уже ближе к вечеру. Решили гнать до победного, пока не стемнеет. Предварительно я прикинул, что ночевать придется где-то в районе между Топольным и Черным Ануем, совсем недалеко от Денисовой пещеры. Проезжая мимо своротка на Верх-Слюдянку, я внутренне помолился за то, чтобы эта местность нас выпустила. Далее – на Петропавловское – Камышенку – Солонешное – Топольное. Последнее проезжали уже в темноте. Проезжая вдоль речки Ануй, удивились высоченной воде. Река шла чуть ли не по дороге и шумела не хуже Катуни. Мысленно слегка напугались: а вдруг Бугузун тоже вспучило?
Проехав немного от Топольного, мы спустились к Аную недалеко от развилки дороги, правая из которых шла на Усть-Кан и куда нам нужно было дальше. Место было выбрано достаточно удачное, рядом стояли туристы. Готовить вечером ничего не стали, а просто легли спать, чему лично я был не очень доволен…
25 июля. Вперед, в погоню за экспедицией! Почти 500 км. Черный Ануй – Усть-Кан – Туэкта – Акташ – Кош-Агач – Кокоря – Бугузун.
Только этим утром я ощутил, что путешествие началось! Несмотря на пасмурность, настроение было бодрое. Позавтракав, уже под дождем сняли палатку и поехали. Как мы узнали позже, основная экспедиция этим утром проснулась при отрицательных наружных температурах. Но мы были еще только в начале гор, в относительно низких местах.
Дорога для меня была привычной. Заехали посмотреть Денисову пещеру, я прочитал небольшую лекцию остальным членам команды. Интересно было то, что впервые за все посещения этого места я увидел, как там проходят раскопки. Археологи работали при свете фонарей. Я с ностальгией вспомнил студенческие времена, когда сам участвовал в раскопках древних тюркских курганов.
Заехали в Усть-Кан, созвонились с экспедицией. Они в это время находились уже в Кош-Агаче. Договорились, что нам будут оставлены знаки и ждать нас будут недалеко от первой переправы через Бугузун. От них же мы узнали, что, увы, один экипаж вернулся домой, а именно Бабурины на Судзуки Эскудо. Дал течь пластмассовый радиатор охлаждения. Очень жаль.
Полетели дальше. Туэкта – Иня – Иодро – Акташ. Время шло незаметно. Чуйские бомы не давали расслабиться. Чике-Таман был взят с ходу и без перегревов, что обнадеживало. Настораживало, что машина вдруг стала слегка подъедать масло. Был сделан вывод, что оно непригодно, перегрето. Несмотря на отсутствие времени, решили в Акташе заменить масло, что и было сделано без проблем на СТО прямо у трассы. Теоретически здесь же надо было бы и пропуск в погранзону получать, но было ясно, что не успеем. Решили, что, в случае чего, затеряемся в толпе членов экспедиции, занесенных в пропуск.
Уже в районе 7 вечера выехали из Акташа. Я, было, приготовился показать Виктору и Ване настоящие Чуйские белкИ. Но, увы…. Над ними висела огромная грозовая туча. Как нам показалось, не меньших размеров туча ходила в районе Кош-Агача, куда мы ехали. За Акташем мы уже высматривали Сашу Сорокина, который должен был уже попрощаться с экспедицией и ехать обратно, смотреть на «Тюнгурский прорыв» - еще одних безумцев, решивших покорить (и ведь покорили же!) непроходимую старую дорогу Тюнгур-Иня.
Встретили экипаж ВАЗ 2106, ехавший с дровами на багажнике, уже на въезде в Чуйскую степь. Встреча была бурной и радостной. Саша постарался подробно объяснить нам, как проехать к переправе и рассказал о событиях, случившихся в команде за прошедшее время. К сожалению, никто из членов экспедиции не поехал на Кату-Ярык, было потеряно много времени на получение пропуска в погранзону. Через Бугузун все переправились благополучно. Наши последние страхи развеялись.
В момент нашего прощания мимо нас в сторону Кош-Агача пронесся здоровый Ниссан Патрол с новосибирскими номерами. Я не придал этому значения, а Саша, однако сказал, что это очень знакомый джип. Мы поехали, джип вернулся нам навстречу, из окна нам помахали. Мы, тем не менее, поехали дальше. В Кош-Агаче заправились под завязку, дальше долго не будет АЗС. Кроме бензина в баке у нас еще был нелишний, как оказалось, запас бензина в виде пары канистр. В этот момент вновь позвонил Саша и сообщил, что Ниссан Патрол хочет к нам присоединиться. Оказалось, Татьяна и Андрей хорошо знали про наше мероприятие и хотели присоединиться, но думали, что уже опоздали и ехали в этот момент в направлении к плато Укок. Увидев нас и сильно обрадовавшись, тут же передумали и решили ехать с нами. Мы обрадовались не меньше, ибо в преддверии темноты перспектива в одиночку переправляться через неизвестную реку и искать экспедицию неизвестно где нас не очень радовала. А тут – попутчики. Да еще какие! Вообще хотелось бы высказать огромное спасибо Андрею и Тане за их абсолютную комфортность и постоянную готовность прийти на помощь.
Проехав Кош-Агач, взяли направление на Кокоря – последнюю деревню Республики Алтай на нашем пути. Выехав за деревню, вначале чуть не ушли на Ташанту, но вовремя были остановлены местными, возвращавшимися оттуда. Далее были 30-40 километров степной дороги в межгорной котловине. Темнота наступала неотвратимо. Саша назвал несколько ориентиров, в том числе юрту. Увы, этот ориентир встретился нам навстречу, будучи загруженным в грузовик.
Но интуиция не подвела, хотя мы шли без GPS. Мы точно вышли к переправе и сняли записку и флаг «Команды искателей геморроя» с дерева.
Переправу, памятуя, что перед нами её прошли все, взяли с ходу, в кромешной тьме. Дальше ехали просто по дороге, не зная и не понимая, что справа и слева от неё. А экспедиционеров всё не было. Наконец, впереди заметили аварийное мигание машины, как нам к


Часть третья
Напишите мне

Hosted by uCoz