Часть третья, главная, геморройно-оптимистическая.
26 июля. Даешь Бугузун! Около 30-40 км.
Как оказалось утром, мы ночевали практически перед второй переправой, гораздо более мелкой, но с крутым подъемом после. Высота над уровнем моря зашкалила за 2000 м., вокруг нас возвышались безлесные горы, за которыми – крутые снежные пики Сайлюгема и Тапдуаира. В долине Бугузуна стояло множество казахских юрт.
Позавтракав и собравшись, впервые экспедиция в максимально полном составе двинулась на покорение бугузунских высот. Нам предстояло подняться на вершину перевала (2600 м. по GPS) и спуститься уже в Туву.
Погода радовала, настроение было оптимистическим, начали продвижение. Сразу же выявилась разница методик организации самого процесса. Джипам было проще: смотри вперед и под колеса и езжай. Короне и Карибу сложнее. Тут сам факт проезда сомнителен, да еще бы целыми добраться, не пробив что-нибудь и не повиснув на камнях или не застряв в грязи. У «команды геморройщиков» метод был достаточно прост. Водитель едет, а пассажиры идут вперед и готовят «трассу». Сколько километров было ими пройдено, сколько камней разбросано, сколько топей проторено и сколько пива выпито в раздумьях! И не счесть. После нашего с ними прохода смело можно ехать по этому пути, по крайней мере, до следующего паводка, который наверняка вновь натаскает камни по проторенной дороге.
Переправа была пройдена без особых проблем, дальше колонна двинулась по постепенно сужающейся межгорной котловине, долине Бугузуна. Вдоль речки стояло достаточно много юрт с пасущимися недалеко овцами. Через некоторое время дорога перешла практически в речное русло. Часть экипажей на джипах ушла вперед, «геморройщики» стабильно и целенаправленно, правда немного медленно, двигались следом. За всё время пути нам встретились пара УАЗов встречных и один догнал и обогнал. Все они были с тувинскими номерами.Машины тувинцев при беглом взгляде были в таком состоянии, что просто диву даешься как они еще где-то на камнях не рассыпались. Однако же…
Примерно посередине всего этого «каменного» пути, в общем составлявшего 2-3 км., стоит некое подобие погранзаставы. Домик и рядом с ним другой «домик» - туалет с каменными стенами и без крыши почему-то. Эти сооружения были построены алтайцами в качестве контрольного пункта, в попытке оградить себя от краж скота со стороны тувинцев. Что поделаешь, у жителей Тувы почему-то считается не зазорным украсть скот у соседей.
Не знаю, действенна ли сия мера, но мы в момент проезда не видели на «заставе» ни души. После неё еще некоторое время дорога шла по руслу с огромными булыжниками, а затем резко пошла в гору, на вершину перевала, к границе двух республик, Тувы и Алтая, и, одновременно, двух горных систем – Алтая и Саян. В этом месте хребта Чихачева, который и является границей горных систем, наиболее удобное и одно из немногих возможных мест проезда на автомобильном транспорте.
Недалеко от вершины наш Форд всё-таки сдулся, вернее сдулась коробка передач и нас дотащил последние метры Ниссан Патрол. Все-таки сказывались последствия первого перегрева.
Хотя, в принципе, можно было бы, дать машине остыть и долить дексрона из запасов и машина своим ходом забралась бы на перевал. Но мы не стали рисковать.
Довольно опасным подъем был для высоких УАЗа и Прадо в силу значительного бокового уклона.
Итак, 26 июля, ближе к вечеру, мы наконец достигли первой контрольной точки нашей экспедиции – перевала Бугузун! Высота по GPS 2600 м. (на карте указано 2608). Перевал был взят всеми экипажами, начавшими штурм. И если для джипов это не было чем-то чрезвычайным, то для двух полноприводных седанов это был момент истины! Сомневаюсь, что до сих пор хоть одна машина такого класса достигла этой точки.
На вершине мы выстроили своих «коней» в ряд и устроили большую фото и видео сессию. Позади нас – Алтай, впереди – неизведанные и диковатые Саяны. Вид их был достаточно суров. Внизу расстилалась высокогорная холодная степь, недалеко виднелись снежники, чуть поодаль – озеро Груша, находившееся в заповедной территории, части государственной охраняемой территории – «Убсунурская котловина». Далеко справа виднелась белая вершина высочайшего пика Саян - Монгун-Тайги, 3970 м. Пика труднодоступного и малопосещаемого в силу отсутствия нормальных подъездов к нему.
То тут, то там в степи виднелись юрты тувинских пастухов. Жизнь есть всюду. По карте на многие десятки километров вокруг нет стационарного жилья.
Спуск в Туву был долгим и неожиданно тяжелым. Если в крутой части подъема с алтайской стороны дорога довольно ровная, то с тувинской спуск идет среди огромных камней, колея малозаметна. Мы даже умудрились посадить наш Форд на задний мост, чуть не свернув булыжник килограмм на 100. Пришлось воспользоваться чудом подручной техники – хай-джеком, любезно предоставленным Евгением Гехтом, омским участником экспедиции. Форд подняли, подложили под колеса камни и благополучно съехали с препятствия.
Спустившись вниз, мы поняли, что с ночевкой будет туговато. Вокруг холодная степь, подъезды к речкам заболочены, деревьев нет. Экипаж Ниссана Патрола решили не останавливаться и ехать в ночь. Рисковые ребята! Мы попрощались, еще не зная, что скоро вновь встретимся. Проехав еще несколько километров, члены экспедиции приняли решение остановиться практически в чистом поле, метрах в 100 от ближайшей речки, Чеди-Тей, в виду сразу нескольких юрт. Не успели мы установить лагерь, как услышали звук мотоцикла. К нам приехали гости – тувинская семья. Молодой парень, оставив жену и маленького ребенка поодаль, подошел и стал смотреть, как мы устанавливаем лагерь. Памятуя про рассказы о злых тувинцах и, имея богатый опыт общения с алтайцами, я благожелательно поздоровался с ним и объяснил, кто мы и зачем здесь находимся. Он оказался вполне нормальным, вменяемым парнем. Им там, на самом деле, просто скучно, каждый день одно и то же, а тут такое событие – семь машин, да еще среди них простые легковушки!
В общем, касаясь наших дальнейших взаимоотношений с тувинцами: мы ни разу не имели с ними никаких проблем, а иногда получали помощь. Не знаю, может это связано с тем, что нас много, но ни разу я не ощущал никакой враждебности с их стороны. Русский язык знают в той или иной степени все, кроме маленьких детей.
Уставшие, мы достаточно быстро легли спать. Тувинец пожелал удачи и поехал к себе домой. Он первым из встретившихся сказал про болота на озере. Мы как-то не придали этому значения. А зря….
Ночью было не жарко, как-никак высота около 2300. Окружающие пейзажи сильно отличались от алтайских. И сам рельеф другой, и суровость ощущалась большая. Белая шапка Монгун-Тайги, которая будет сопровождать нас три дня, также не похожа ни на один из алтайских белкОв. Цвет гор в этих краях повсюду какой-то рыжеватый.
27 июля. Пусти нас к себе, Хиндиктиг-Холь! Около 30-40 км.
Несмотря на высоту, ночью холодно не было. Стоило утром появиться солнцу, как быстро стало теплеть. День вновь с утра задался ясный и тихий, что довольно странно для степи. Быстренько соорудив завтрак и употребив его, мы вновь выстроились колонной. В путь…. Трек Евгения Гехта кончался. Уже через полчаса мы перевалили через первую горку, к озеру Ак-Холь. Вообще, с названиями мелких водоемов и речушек в этих местах особо не заморачиваются. Ак-Холь, Кара-Холь, Ак-Суу, Кара-Суу. Всё сплошь черно-белое. Кстати, был даже ручей Ак-Кара-Суу. Перед озером Ак-Холь было, правда, совсем уж маленькое с названием Как-Холь. Не знаю, как оно там переводится, но вода была грязно-коричневого цвета, в отличие от прозрачной и чистой в остальных озерах. В Хакасии разнообразие было еще меньше – сплошные Безымянные речушки и ручьи.
Некоторые из нас, в том числе и я, честно говоря, ожидали увидеть большую почти плоскую межгорную степь. Она, конечно, была похожа на степь, в окружении белых вершин, но перевалы в этой «степи» оказались весьма нехилыми.
Подъехав к Ак-Холь и объехав его слева, мы попали на развилку. Направо, за мост через Шингылдырак шла известная по описаниям дорога на Кызыл-Хая. Налево – один из вариантов проезда на Хиндиктиг-Холь и туда же – совсем уж суровая дорога на Джулукуль. Мы проехали буквально метров 500 и уперлись в болотистое место, переходящее в каменистый подъем с боковым уклоном явно не для высоких джипов. Там же стоял один из многочисленных знаков, обещавших всяческие кары за проезд в заповедную зону одного из участков заповедника «Убсунурская котловина». Странный какой-то заповедник, не сплошной, а участками по всей Туве. Поскольку по карте была еще одна дорога на Хиндиктиг-Холь, к которому мы стремились, решили повернуть туда. У некоторых членов экспедиции вообще возникла отступническая идея поехать известным путем, через Кызыл-Хая. Мягко, но настойчиво, идея мною была пресечена. Не для того упирались, чтобы вот так просто отказаться от идеи!
Все дальнейшие события дня крутились вокруг одного вопроса – как попасть на озеро? Следующий ориентир, который был впереди – речка с веселым названием Моген-Бурен. Вдоль неё, собственно, и шла дорога на Кызыл-Хая, с ответвлением на озеро Хиндиктиг-Холь. Проехав некоторое время вперед, мы поняли, что где-то пропустили сверток. Поиски и переговоры с местными пастухами вывели нас на другой берег реки, и далее по ровной степи мы помчались в сторону перевала к озеру, высотой 2450 м. Но довольно быстро дорога стала куда-то исчезать и привела нас к очередной юрте. Мы на Форде подъехали к самой юрте, чтобы поинтересоваться о путях проезда. Женщина, стоявшая около юрты, убежала внутрь. Оттуда вначале выбежала куча меленьких детей, и что-то залопотала на своем языке. Следом вышел хозяин-тувинец. С трудом говоря по-русски, он, тем не менее, с большой охотой рассказал, куда ехать и как проехать. Хотя «куда» - это всего лишь показать направление. Уехав вначале слегка не туда, мы быстро восстановили правильное направление, выехав на проторенную дорогу. Тувинец, увидев, что мы поехали не туда, даже выскочил еще раз и махал руками в сторону, нужную нам. Вместе с ним бежала уже вся его семья, махая нам в одну сторону.
Однако всё-таки мы вновь заблудились. До сих пор точно не могу понять, где это произошло, где мы ушли правее перевала? Но, с другой стороны, благодаря этому, мы посетили очень красивое место, расположение уже близко к подножию Монгун-Тайги. Дорога, достаточно укатанная, привела нас к спуску в сказочное ущелье, где было расположено старое стойбище, а за углом виднелось небольшое озерцо. Ущелье с достаточно крутыми склонами, обрамленное с одной стороны белыми вершинами, а с другой – зелеными холмами, за которыми должна была быть цель нашего сегодняшнего путешествия. Евгений на всякий случай съездил вниз и проверил версию дороги, вроде бы увиденной в бинокль. Увы, если она там и была, то давно. Посовещавшись, поехали обратно. Буквально через километр сразу несколько человек увидели дорогу, ведущую вправо, в направлении озера, но с нехило крутым уклоном, буквально на вершину горы. Я решил пробежаться пешком в ту сторону. Но вскорости меня догнал лидер «геморройщиков», Вася на своей Короне. Потихоньку, но верно он полз по колее. Я спустился обратно. Минут через 10 ожидания, Вася сообщил по рации, что увидел озеро и СПУСК к вершине перевала, к которому мы, похоже, и стремились. Команда приняла решение ехать следом. С ревом и шумом все постепенно забрались на самый верх. После еще одного спуска и подъема перед нами открылась величественная панорама немаленького высокогорного озера. Начав постепенный спуск к озеру, мы попали на быструю перемену погоды. Только что сияло солнце и было достаточно тепло, даже жарковато. И в один миг налетели огромные грозовые тучи. Озеро, бывшее до этого гладким и ровным, вначале покрылось легкой рябью, а затем стало видно, как поднимаются нехилые волны.
Само озеро находится на высоте 2306 метров над уровнем моря. Со всех сторон оно обрамлено величественными снежными вершинами. Посередине озера находятся два острова, маленький и большой. Последний и дал местным жителям идею названия: «Хиндиктиг» означает по-тувински «Пуп Земли». Ну а холь – озеро, как куль, коль, кёль на других вариантах тюркских языков.
Достаточно позднее время торопило в выборе места ночевки. Виды-то были захватывающе величественные, но настолько же суровые и негостеприимные. Впереди виднелся спуск к восточному берегу озера, где, как мы надеялись, мы найдем место стоянки и попробуем даже порыбачить. Рыбак среди нас был один, Александр, но всем было интересно, какая тут водится рыба и можно ли её вообще ловить удочкой?
Спуск привел нас не просто на берег, он привел нас к дороге по самому краю воды, по песку. Ощущение очень интересное, когда едешь по берегу, а в машину, чуть ли не в порог, бьются довольно здоровые волны и видна необъятная гладь сурового озера. Здесь в песке слегка подзастрял Кариб, но его быстренько вытащил партнер, без участия джипов, пока….
На вершинке небольшого утеса, сразу после дороги по песку, мы и выбрали место для ночевки. Другого-то варианта и не было, честно говоря. Ветер, прохлада, кочковатая земля не очень вдохновляли. Но мы были искренне рады тому, что добрались до второй важной точки путешествия – малодоступного озера Хиндиктиг-Холь. И пока еще мало представляли себе дальнейший путь. В планах в принципе стояла дневка, что поддерживалось, правда, лишь некоторыми членами экспедиции. На всякий случай решили проверить, что там за дорога дальше. А дальше, по крайней мере, на вид, было довольно страшновато. Я, Александр и Роман прошлись по дороге где-то с километр. Там было два варианта – колея по воде, «укатанная» Уралами и «шишигами», глубиной с метр, а то и больше. И «дорога» по мягкой болотистой почве, «гуляющей» под ногами. Я, честно говоря, мало представлял себе, как по ней можно ехать не провалившись, в особенности памятуя свой богатый деревенский опыт молодости, зная, что в таких местах, если сорвал почву колесами – пиши пропало, зароешься в пять минут по самые мосты. Александр уверенно предлагал просто протащить волоком «геморройщиков» по более прочной колее в воде, с заглушенными моторами, чтобы те не получили гидроудар. Хотя я сомневался, что даже УАЗ проскочит такие глубины.
Вечер был слегка напряженным в ожидании завтрашнего дня. Никто уже не хотел оставаться тут надолго. Наш экипаж впервые (и единственный) раз ночевал в машине, вытащив провиант и снаряжение в палатку. Ко всему прочему, дождь накрапывал довольно долго. Было тепло, но всё-таки для троих тесновато, в ширину. В длину никаких проблем не было, даже переднее сиденье раскидывать не было нужно, от его спинки до задней двери больше двух метров. Для двоих Форд-Эксплорер – прекрасное место ночевки.
Часть третья, продолжение
Напишите мне
|