Часть третья, продолжение  

28 июля. Отпусти нас, озеро! Чуть больше 5 км. по топям, камням, песку и перевалам.
Несмотря на тревожность ожидания, ночью спали как убитые. Утро выдалось ясным и почти безоблачным. Раньше всех вставший Александр совершил героическую попытку ловли местной рыбы. Попытка оказалась неудачной. Судя по отсутствию даже мальков у берега, а также наличию остатков сетей, рыба в столь большом озере ходит косяками, и ловить её удочкой достаточно проблематично.
Слабая попытка некоторых членов экспедиции склонить всех на дневку окончилась безрезультатно. Экипаж на черном Прадо вообще не привык останавливаться больше, чем на ночевку. Евгений из Омска с вечера был зол, однако утром подобрел и сказал, что ему без разницы, как скажет коллектив. Но особенно настойчивы были «геморройщики». Оно и понятно, на их машинах вырваться из плена озера было наиглавнейшей задачей. Как признался впоследствии Роман (на Карибе) – в течение этого дня его посещали шальные мысли бросить нафиг эту технику и думы о вызове вертолета МЧС.
В общем, команда на Карибе и Короне выдвинулась вперед, торить путь и протаскивать свою технику, а все остальные спокойно собирались и наблюдали за результатами продвижения.
Первые 500 м, пролегающих по самому берегу озера, были пройдены легковушками примерно за час, что придало всей команде оптимизма. Джипы потихоньку подтянулись, достаточно бодро пройдя первый заболоченный участок. Потихоньку, в натяг, никто даже и не провалился, не забуксовал. Далее пошла довольно укатанная дорога, идущая всё выше и выше от озера. Подумалось уже, что всё, трудности позади. Тем более, что, согласно карте и GPS, вот-вот дорога должна начать и вовсе уходить от озера.
Вот тут и случился главный облом нашего путешествия. Той дороги, что обозначена на картах, нет и, главное, не было и не могло быть в природе! Почему – поясню дальше.
Как всегда, вперед на разведку уехали оба Прадо. Через несколько минут в эфире раздался слегка растерянный голос Евгения: «А дороги, вроде как, и нету». А что есть? Да болото сплошное есть. Не топи и не трясины, конечно, но очень топко. Для машин, прямо скажем, не самое лучшее место для езды.
Колеи шли по всему обозримому пространству высокого плато. Каждый проезжающий, видимо, пробивал себе новую колею, а, поскольку разбивалась она практически самим проезжающим, следующий ехал уже в другом месте.
Остановились мы приблизительно в том месте, где, по карте, дорога должна уходить резко влево, от озера. Никаких признаков такого варианта не было замечено. Внимательно осмотрели окрестности в бинокли. Осмотр предполагаемого направления не дал ничего, даже признаков колеи нет. Впереди, по ходу «дороги» вдоль озера, очень вдалеке виднелась колея, судя по всему, обходившая всё озеро. Это уже радовало, по крайней мере, впереди что-то есть, какое-то направление, т.е. выход должен быть.
Мы с Александром (на УАЗе который) вызвались прогуляться наверх, в сторону пути, указанного на картах, чтобы уж полностью убедиться в его отсутствии или наличии. Кто знает, может где-нибудь есть проезд? Остальные продолжили разведку вдоль озера. Самое интересное, по карте там не было дороги, вернее, они соединялись где-то выше, куда мы собрались прогуляться.
Выход с биноклем оказался весьма познавательным и интересным. Примерно минут сорок мы продирались наверх, через кусты, камни, заболоченные места. Наверху нам открылся чудный вид каменно-болотистого мохового плато, вершина Монгун-Тайги и никаких, даже самых малейших, признаков дороги. При этом в начале пути было видно, что не один пытался проехать как можно дальше именно вверх. Увы, каменные завалы, кусты и сырость не дали никому ни одного шанса. Всё, что мы выяснили и к чему пришли – это то, что видимая вдалеке дорога вдоль озера должна, по идее, обязательно вывести наверх и далее в долину реки Каргы, ведущей к желанной цивилизации – поселку Мугур-Аксы. Ведь за весь предыдущий и за весь этот день мы не увидели ни одной машины, и ни одного человека.
Вернувшись обратно, мы увидели экспедицию в том же состоянии, машины стояли вразнобой на заболоченных колеях. Пока, правда, никто не застрял, но никто, собственно, и не ехал. Однако времени зря никто не терял. Проведенная пешая разведка подтвердила нашу идею о единственном пути. Все колеи сходились к последнему спуску к озеру, после которого начинался подъем на перевал, ведущий, скорее всего, к обещанной в путеводителе по Туве «лучшей, которая поднимается по руслу реки Каргы и подходит к восточному берегу озера Хиндиктиг-Холь» (отсчет шел от Мугур-Аксы). Далее там написано: «Другая идет на Кызыл-Хая (видимо, худшая), оставляя гору Монгун-Тайга справа. Соединяются обе дороги у озера Ак-Холь». Всё правильно, там они и соединяются, но как хочется спросить у автора текста, какого черта обманывать несчастных автотуристов, обещая им «хороший» проезд вокруг озера?
Процитирован путеводитель «Тува» из серии Ле Пти Фюте, выпуск первый, стр. 158.
Начали пробиваться. За время проезда двух обширных заболоченных участков и коварного начала подъема от озера застревали все, кроме черного Прадо и, как ни странным может показаться, Короны! Вася с помощью своих уникальных штурманов медленно, но верно прошел весь маршрут без единого застревания.
Справедливости ради следует сказать, что УАЗ застревал только по причине того, что достаточно долго тащил за собой Кариб. Да и из застреваний всех выбрался самостоятельно и быстро. Всё-таки это изделие российского автопрома остается уникальнейшим по своей практически тракторной проходимости. Включив передний мост и пониженную передачу, Александр вылезал из таких ям, где, казалось, можно остаться навеки.
К чести нашего Форда, мы застряли только один раз, зато весьма крепко. Если бы мы догадались раньше применить метод штурманства, скорее всего, удалось бы избежать и этого. Вытащил нас опять же УАЗ, хотя казалось, что авто весом меньше, чем Форд, не может вытащить его из такой трясины. Трос длиной 10 м. в процессе вырывания Форда растянулся еще метра на два, пока, наконец, застрявший буквально не выпрыгнул из грязевой бездны.
Второй обширный заболоченный участок мы проходили уже научным методом, тщательно исследовав и запомнив путь, проходя его участками, от твердого к твердому, в несколько приемов.
Последним значительным препятствием был проезд по песчаной косе-пляжу и резкий подъем вверх, по весьма кочковатой колее. Первыми проскочили Прадо, колбасило их нехило, переваливались с боку на бок так, что, казалось, вот-вот перевернутся. «Геморройщики», как всегда, начали с того, что проторили себе путь, всё просчитали и довольно просто и удачно проехали. Последними были Форд и УАЗ.
Пока все остальные проходили это препятствие, Прадо бодро полезли наверх и отрапортовали, что буквально через пару километров вершина перевала, в районе которой колея соединяется с другой, ведущей с противоположных берегов озера, а общая дорога спускается в долину речки. Наконец-то все облегченно вздохнули. Озеро все-таки нас отпустило.
На вершине перевала, всё еще в виду озера и нашего прошлого бивуака мы организовали нашу очередную стоянку, ибо время подходило к закату. Еще ни разу я лично не ночевал практически у вершины горы, при наличии автомобиля.
Здесь же мы увидели табличку, стоящую к нам обратной стороной. С лицевой, т.е. с той, куда мы собирались ехать, были написаны строгие слова про заповедную зону. Странно, мы не заметили, как и где в неё въехали. Прикольно, не въехав, выезжать из заповедника...
Вечером все расслабились, приняли по паре рюмок, а кое кто и побольше даже, от чего утром некоторых слегка потряхивало. Но стрессы предыдущих двух дней стоили того.
Сон был крепок и чист….


Часть третья, окончание
Напишите мне

Hosted by uCoz