ТАКИЕ ПЕСТРЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ Часть 1, Россия-Казахстан  

Странное ощущение по возвращении на родину. Как будто приснился сон из сказок 1000 и 1 ночь и растаял утром…. За окном Новосибирск, шум машин, такая реальная, наша жизнь….
А ведь еще 2 недели назад я довольно спокойно отнеслась к путешествию.
Бредил поездкой в Узбекистан муж. Восточные сказки из детства, тяга к персидской культуре и любознательность историка не давали ему покоя и он всячески старался продвинуть эту тему и задвигал все остальные идеи, планомерно напоминая мне то так , то эдак, как здорово там, куда ему сильно хочется и как плохо во всех остальных альтернативных местах, где мы уже были и где в данный момент холодно.
Попутно он выискивал отчеты о путешествиях в направлении Узбекистана, узнавал подробности таможенные и законодательные и просчитывал маршрут и финансы.
Наиболее приемлемым вариантом и по погоде и по возможности выкроить время у работы
выглядело начало мая (как оказалось это высокий сезон в Узбекистане) – время цветущего Узбекистана, первой жары, но пока сносной, время редких теплых дождей, пока еще зеленой травы, первой черешни и настоящих , не пластиковых помидор.
Как я не старалась уделить внимание теме и хотя бы почитать немного перед путешествием о стране , маршруте – не удалось, как обычно, из за работы.
Организация полностью легла на плечи Кости, я в этот раз не принимала никакого участия в подготовке , на счет чего потом сделала выводы, что даже если оба проверены путешествиями и временем и полностью доверяешь организатору, заниматься путешествием нужно обязательно вдвоем или в группе, смотря как едешь, просто потому чтобы каждый знал к чему быть готовым.
К интенсивным переездам нам не привыкать. Однако запланированный маршрут и километраж 6000 км (по итогам 6500 км) с 30 апреля по 10 мая был более чем жестким . Кроме того, качество Казахских дорог, по которым мы проезжали транзитом значительную часть пути вымотает кого угодно и добьет любую , очень подготовленную и крепкую машину, а так же ее водителей. Тем более , что мы ехали на довольно жестком варианте джипа, а наши друзья планировали на Опеле, хотя и была альтернатива у них менее комфортная, но более надежная – Ford Explorer, и что лучше, не понятно, потому что Opel они бы в этот раз угробили бы дорогами. Но если соберетесь в те края, все-таки выбирайте вариант средний – какой-нибудь паркетник.
У друзей , проверенных дорогами произошла задержка с получением заграничного паспорта, без которого в Узбекистан никак. Так что в смысле сохранности машины им повезло, о чем и написали им в самом начале путешествия, но не повезло, поскольку путешествие стоило бы даже поломанного Опеля! Мы, конечно были несколько расстроены перспективой ехать без друзей , все таки настрой на компанейское времяпрепровождение, это настрой, но в общем за неделю до поездки уже были готовы морально и к такому повороту, но все таки не совсем. Кроме того ехать в одну машину в столь дальнюю поездку и через 2 таможни было немного страшновато , но охота пуще неволи…. Впоследствии все оказалось не так уж страшно, и даже наоборот. Не знаю, есть ли более гостеприимная, безопасная страна, чем Узбекистан, где пропасть ни дадут ни машине, ни путешественникам, даже если эти путешественники вообще едут без мужчин , о чем будет далее в повествовании . Железный надежный друг Ssang Yong Korando был тщательно проверен и подготовлен. Поехали без GPS поскольку для нашей марки оборудования не нашли карт для закачки. На рацию в Узбекистане нужно спец.разрешение, да и переговариваться не с кем. Хотя если такое разрешение есть, то рация была бы удобна, поскольку и в Казахстане и в Узбекистане можно настроиться на волну дальнобоев и быть предупрежденным о ГАИ. Особенно актуально это в Казахстане. Нашли в Новосибирске карты дорожные Узбекистана и Атлас дорог по России и ближнему зарубежью. Информация о мотелях была и ранее, плюс добавили с учетом маршрута. Гостиницы планировали снимать на месте без брони, судя по отчетам даже в высокий сезон в Узбекистане можно найти приличную гостиницу, хотя наша поездка внесла свои коррективы. Прихватили палатку и тур. снярягу кое какую, поскольку планировался и такой вариант.
Маршрут нарисовался такой. Выехать из Новосибирска 29 апреля после работы далее до Карасука, (380 км) , где заночевать, с утра 30 апреля пройти таможню, доехать до Павлодара, (200 км) , далее до Караганды (420 км) , где заночевать в очень приличном, знакомом нам и дешевом мотеле «Вираж».
1 мая доехать до Тараза (бывший Джамбул) – 1090 км, 2 мая достичь Казахско-Узбекской границы в Ялломе пройти ее и доехать до Самарканда (около 650 км), 3 мая планировали полностью посвятить Самарканду, 4 мая - доехать до Бухары , через Сахрисабз или Сармыш ( 350 км) – еще оставалось время на прогулки по Бухаре, 5 мая весь день в Бухаре, 6 мая планировали тур вариант, уехать на озеро Айдаркуль (250 км) , слабосоленое и в пустыне, встать там палаткой и отдохнуть от суеты и 7 мая, 8 мая планировали двинуть обратно через Тараз-Балхаш-Караганда-Павлодар-Карасук-Новосибирск. Контакты некоторых гидов были припасены заранее, но договариваться загодя не стали
В итоге все получилось несколько не так, о чем мы нисколько не пожалели. Часть дороги нам была известна по прошлым путешествиям, Карасук_Павлодар-Караганда . Но остальную часть пути совершали впервые, а что касается уже знакомых дорог, то они претерпели за 2 года колоссальные изменения, в основном в худшую сторону или находились в состоянии активного ремонта.
День первый 30 апреля, Новосибирск- Карасук-Павлодар-Караганда (1000 км)
Выехать 29 вечером не удалось, за день до этого решили ехать 30 утром. Надеялись на лучшее, с ним нам как то всегда везло. Ехать планировали меняясь, в четыре руки.
Сказалось напряжение будней, некоторая спешка, встали рано, но выехали как-то поздно, часов в 9 утра.
Бодро доехали до Карасука и тут нас ждал сюрприз. Внушительная очередь из машин на таможню. Все бы ничего, обычно такая очередь часа за 3 рассасывается, да только вот водитель, стоявший первым , сказал что приехал рано утром и стоит уже 6 часов, да еще ожидается два больших автобуса, которые будут пропускать первыми. Мы приуныли. Очередь не двигалась, совсем. А помня «качество» работы и хамское отношение Казахских таможенников именно Карасукской таможни (о чем я писала ранее) перспективы нарисовали себе не радостные.
Появились дезертирские настроения, а не бросить ли все и махнуть на Алтай….Но упрямство взяло вверх, и решили проверить, что будет дальше. На наше удивление очередь задвигалась.
И уже через 3,5 часа подошел наш черед. Однако мы устали. Как обычно, ни кафе, ни туалетов нет. Те скворечники, которые стояли ранее в поле и предназначались сотрудникам, были заколочены. Себе сотрудники выстроили новые на территории, а о водителях, чьи налоги кормят наших доблестных таможенников и пограничников как то забыли. Поля голы, глубоко распаханы, идти некуда. Один из водителей с беременной женой был вынужден уехать из очереди по банальной причине. О том чтобы пропустить беременную женщину в служебный туалет речи не шло
Российских наших прошли без проблем, на казахской территории как всегда - проволочки со стороны таможни и соответствующее отношение . Я была за рулем с утра и вымоталась изрядно, но Косте предстояло ехать вторую половину дня и ночь. Пока Костя бегал со всякими оформлениями, я двигалась по территории. На предпоследнем этапе, мне активно махнул рукой таможенник, и я , обрадовавшись ломанулась, не заметив от усталости и радости знак СТОП, который очень важен в Казахстане, более чем где бы то ни было. К машине подбежал один из таможенников и со свойственным именно таможенникам Карасукской таможни хамским тоном потребовал выйти из машины , прогуляться назад и почитать что написано позади машины. На мою просьбу озвучить написанное и объяснить в чем дело , он продолжал менторским тоном поучительно требовать чтобы я вышла из машины и прогулялась, проделывал он это довольно зло и с нездоровым блеском в глазах….Это вызвало у меня одно желание, послать его прогуляться самого, но подальше …Слава богу подошел Костя, таможенник несколько сменил тон , потребовал поставить машину на штраф стоянку и с документами проследовать куда то на второй этаж. С документами пошел Костя , очень быстро вернулся. Ему показали кучу бумаг и начали петь «песню о главном», что оформление протокола займет не 15 минут как в России , а 2 часа. В этот раз мы торопились. Заплатив «типа штраф» в 1000 рублей, нас «простили» и допустили к досмотру. Я стояла у передней двери, муж пошел открывать багажник сзади. Стоявший у передней двери потребовал меня уйти от машины, чуть ли не преградив мне дорогу к ней, я заметила, что машина оформлена на меня и я никуда не уйду . НА его предложение мне, остаться с машиной кому то одному из двух водителей , я предложила осматривать машину одному таможеннику , а остальным 3 устраниться. Отстал. Второй таможенник подошел и заметил видеорегистратор, потребовал его выключить, хотя он и был не включен, да и требование неправомерное, но тут подошел тот самый старшой, который взымал «штраф» и сказал, чтобы не цеплялись, нас тут же отпустили, особо не досматривая.
Дорога от Карасука до Павлодара, особенно первые километров 50 стала хуже чем 2 года назад , глубокие ямы стали еще глубже, ехать более чем 60 км - гробить машину, хотя на обратном пути она нам не показалась такой уж ужасной, потому что было с чем сравнивать Понятно стало , что до Караганды нам доехать не судьба в этот день Но мы доехали. Часам к двум ночи. Таки прошли 1000 км + таможня за день.
Мотель «Вираж» не изменил цену, 700 рублей на двоих за сутки. Около трех уснули , около семи утра встали.
День второй 1 мая, Караганда-Балхаш-Бурубайтал- Чу (Шу) 845 км.
Поминутно подгоняемая Костей я вдруг поняла, что жизнь по минутам и солдатский режим для меня не приемлем в этой поездке, я устроила небольшой бунт. Мы сделали первые выводы, что все-таки ошиблись с расчетом дороги, спланировав все впритык и с учетом оптимально быстрого прохождения таможни. «Конструктивно побеседовав» и убив на это час мы таки поняли, что потратили этот час не зря , пришли к некоторым позитивным решениям и согласию в ключевых вопросах. Решено было менять программу по ходу, с учетом ситуаций, не мучать себя солдатским режимом и согласовывать действия следующего дня накануне вечером.
Выехали около 9 утра. Цель - Тараз (Джамбул) (1090 км). Большая часть дороги запомнилась просторами и вполне сносной трассой. В районе озера Балхаш можно было ехать быстро, местами и до 150 кмчас, но по причине «горок» за которыми часто стояли полициясы - это дело выглядело довольно рискованным , кроме того наш дизель требует к себе бережного отношения, поэтому выше 120 км ехать жалко. На больших перегонах со сносной дорогой это является минусом.
Настроение улучшилось. Просторы, хорошая дорога, синева озера, вдоль которого ехали 290 км под приятную музыку, настраивали наконец то на отдых. То тут, то там продавали вкуснейшую балхашскую рыбку: судаков, сомов и сазанов. Купили на вечер. Пронеслись мимо кого-то средневекового белоснежного замка. Пока обсуждали что это и может быть заночевать там, проехали километров 10, любопытство взяло верх , вернулись. Оказалось - кафе в стиле замка на берегу озера и еще не открылось. Зато встретили рыбака, служил в Приозерске, да так и остался в Казахстане. Поговорили с хорошим человеком о том, о сем. Стало еще лучше.
Ближе к вечеру добрались до своротка с Алматинской трассы на Тараз - в с. Бурубайтал. Там у нас проверили документы полициясы, пожелали счастливого пути. Смеркалось. От Бурубайтала начались ямищи, как то резко и без надежды на их окончание. Встретили автобус из Киргизии, там их много ездит. Стоял со снятым колесом, чинился, рядом прогуливались в поле пассажиры. Шныряли местные на раздолбанных машинах, но шныряли быстро и нехорошо подрезая. До Шу (Чу) около 180 км ехали нудно, уже по темноте. Часам к 10 вечера добрались до Шу, решили более не мучать себя, обрадовались первой же гостинице на въезде, не думали, что их в этом поселке как минимум 3.
Похоже, мы были в ней одни. Номер , величиной в люкс, с шикарной кроватью, и шелковыми простынями, но страшно закатанными и застиранными от времени. В ванной с душевой кабине двери душевой не закрывались, под раковиной валялись чьи то носки, а когда мы начали дегустировать рыбу с пивом, откуда не возьмись по периметру комнаты по хозяйски протопала упитанная мышь и спряталась поближе к холодильнику…….Мы на всякий случай закрыли чемодан и все съестное убрали в холодильник. Наконец то более менее выспались.


Часть 2. Южный Казахстан - Узбекистан
Фотоальбом из 3 частей.
Напишите мне

Hosted by uCoz