Часть 2, Южный Казахстан - Узбекистан  

День третий 2 мая, Чу(Шу)-Тараз (Джамбул)-Чимкент(Шимкент)-Яллома (граница)-Сырдарья , около 650 км
Поднялись бодро, раненько, разбудили администратора, он был приветлив и явно с бодуна.
Недалеко от Шу на выезде заехали в кафе. На вид частный дом, с примитивной обстановкой, через стенку, тут же видимо хозяева и живут. Тут же рукомойник. Хозяин умывался и чистил зубы….Хозяйка приветливая , на завтрак предложила шурпу, лагман - как мы поняли порции по 500 грамм. Взяли самое простое , что было и на наш взгляд не такое объемное Вареную баранину и салат из помидоров. Принесли 2 порции вкуснейшего мяса по 400-500 грамм каждая, не меньше. Отдали за все это рублей 250, взяли с собой остатки мяса (их хватило нам на ужин и на завтрак следующего дня).
В этот день нам очень надо было в Самарканд. И пройти таможню в Ялломе. Погранпереход близ Ташкента закрыт для транспорта и предназначен только для пеших. Яллома километрах в 100-120 на запад. Так что Ташкент мы объехали.
Мы уже опаздывали на 250 км. Но нагнали бы , если бы не чудеса Казахских дорог. Начиная от Тараза до Чимкента идет строительство дороги, но большая часть дороги уже построена и дорога широкая и идеальная.
По ней можно шпарить 150, а то и больше. Но стоят ограничения 50 км в час. Это первая фишка. Вторая фишка, которая встречалась нам после и в Узбекистане – отсутствие отмены знака вообще. Например, стоит знак 50 км в час на 10 км, чрез 10 км знака отмены нет, но для встречного движения начинается знак ограничения 50, вот и думай….Или стоит следующий знак ограничении 50, еще на ближайшие 5 км, потом еще и т.д. и так до бесконечности Та же самая история с знаком «запрет на обгон» , есть запрет на обгон, а полоса прерывистая или наоборот, или сплошная полоса кончается, а знака отмены запрета нет. Но чаще всего встречалась сплошная полоса при ограничении 50 кмчас, при том, что на трассе море фур и грузовиков, в том числе много сеток с немецкими восcтановленными машинами из Прибалтики, следующих со скоростью от 50 до 90 км в час, с нарушениями и без, как говорится, выбирай какой вариант тебе удобнее.
Также, в некоторых местах не наблюдается знака перехода многополски в однополоску со встречным движением. На дорогах, где не поедешь более 60 км из за отсутствия дороги как таковой с ямами и кочками, может доброжелательно стоять знак ограничения скорости до 90 кмчас.
В общем , из Казахстанских югов мы были только в Алматы и будучи наслышанными о хитростях полицеясы на югах близ Джамбула и Чимкента решили не рисковать. То есть не обгонять через сплошную и ехать ну хотя бы километров 70 в час, лишь местами, убедившись в полном отсутствии возможностей быть пойманными грубо нарушать. Обратно мы уже ехали как все, то есть с нарушениями, которые позволили бы отобрать права 2 раза, но как говориться ехали как нормальные люди в потоке. Если бы ехали так по дороге туда, заметно сократили бы время. У нас стоял, кстати, антирадар, подаренный очень вовремя друзьями, который нам не раз помог. Правда, как я уже сказала, дороги в Казахии с горками и как раз за горкой часто стоят полициясы, а радар берет уже на горке.
Мы продвигались на юг, это чувствовалось. Буйное цветение, солнечная погода, температура росла , уже к обеду было около 30 градусов. По обочинам дорог начали встречаться арбы с осликами, пасущиеся стада баранов, изредка попадались даже мулы. Кафе восточного вида, запахи дыма и мяса. Слева впереди поднялись величественные горы с белыми вершинами, целые цепи, сначала как в тумане, потом все четче и ближе пока не стали видны четкие очертания скал и снега. Это горные цепи на границе Казахстана и Узбекистана: хр.Каржантау, Угамский хребет с высотами до 4 тыс м и выше.
Долгие километры мы ехали вдоль гор, продвигаясь ближе и эти красоты тянули к себе .
В Чимкенте накупили яблок, хоть и прошлогодних , но дурманяще пахнущих медом. Чимкент объехали вокруг. Город невероятно огромных размеров, по трассе ехали вокруг него километров 40 наверное. В центре есть постройки многоэтажные, но их крайне мало. В основном народ живет в одно, двухэтажных домах и коттеджах. В старой части дома утопают в садах. Говорят, народ, уехавший ранее, возвращается сюда из Германии и России , а также из других частей Казахстана. Какую работу здесь находят – не понятно, но строительство ведется активно, это видно . Со слов тех путешественников, кому удалось проехать Шимкент, вечером город красиво освещен и вообще очень уютный. Мы хотели проехать через город на обратном пути, но времени не было. Если будете проезжать, обязательно посетите. От Шимкента начинается четырехполосная дорога, ограничений особых нет, дорога сносная, хотя и далеко не автобан. Здесь немного нагнали. Не доезжая границы есть свороток на Чардаринское водохранилище. По ошибке свернули туда, вдали увидели водную гладь, отдыхающих людей, мальчишку в кафе, разделывающего барана…Вернулись на трассу, последние километров 60 ехали до Ялломы по очень узкой дороге, напичканной фурами, с постоянными знаками обгон запрещен. Слава богу нервы выдержали не обгонять на последних километрах, чувствовали , что перед границей могут быть полициясы. Так и оказалось, стояли.
Приехали к погран.переходу в сумерках. Большие закрытые ворота из за которых не видно , что делается на территории. Таможня прямо посреди деревни.
Куча народу ходит туда, сюда по своим делам. Тут же предлагают поменять рубли, доллары и тенге на сомы. Поменять не проблема. Только потом нужно обязательно заявить на узбекской таможне о точном количестве любой ввозимой валюты. Но естественно, если меняете сомы на месте, не упоминать об этом, а сказать к примеру что дали друзья узбеки в России.
Курс сносный - 85 сомов 1 рубль. Максимальная купюра 1000 сом = 11-12 рублей примерно Вопрос встает сразу - куда все эти сомы девать? Благо у Кости были тур.штаны с двумя большими вертикальными карманами в виде мешков. Вот они то и пригодились вместо кошельков. Вообще тема денег, вернее их количества довольно проблематична и болезненна для узбеков. Почему не сделают деноминацию не понятно. Мы предположили, что это такой ход, чтобы исключить подделку, поскольку себестоимость подделки будет дороже видимо самих денег. Так или иначе, узбеки приспособились считать быстро все эти купюры. К концу поездки мы тоже освоились …..
Справа от ворот - что то типа то ли базара то ли прилавков….разбросаны машины, всякие разные, фуры, все припарковано вкривь и вкось и с разными номерами. Водителей не видно, и непонятно что это за машины, чьи и зачем здесь. Выяснить где очередь и кто последний не представляется возможным, поскольку нет как таковых хозяев машин, а что делает весь этот народ здесь, тоже непонятно. Прохождение этой таможни явилось для нас хорошим ликбезом. Пока мы осматривались, в боковую дверь у ворот появились два таможенника и завели разговор на тему какая большая очередь и что стоять придется чуть ли не сутки, поскольку много фур и т.д. Конечно, вопросы где конец очереди и как тут все организовано были лишними, а вот инструкцию как сделать, чтобы ворота открыли и пройти быстро они дали сами, еще прежде чем мы успели об этом спросить. Проход за 5 минут вроде как стоил денег, и мы заплатили. Как оказалось – зря, не нужно было этого делать. И не советуем платить там в принципе, все равно пропустят. Как оказалось - первая плата была только за вход. Как мы поняли потом, по цепочке о нашей «платежеспособности» эти двое передали, сразу куда надо и пошло и поехало. Проехали через ворота. Пошли оформляться. Как ни странно на территории довольно пусто. Есть припаркованные фуры, какие-то странные закрытые машины. Самих водителей и вообще, каких либо очередей нет. Вместо того чтобы пройти к пограничникам нас пригласил таможенник с личный кабинет. По моему он был в чине подполковника. Мы поняли, что сейчас начнется «казахская песня о главном» , но было интересно настолько ли все так , как описывают.
Началось с выяснений куда едем и зачем и кем работаем и несмотря на то , что мы предоставили письмо (приготовленное заранее) от турфирмы, что мы якобы едем с деловыми целями, посмотреть как тут и что, продолжилось выяснением какая марка машины, чье производство и т.д. Далее нам с сальной улыбочкой и прищуром сказали, что мы сейчас будем направлять письменный запрос в Россию и проверять не в угоне ли наша машина, а потом когда они получат подтверждение и выяснят, нас пропустят. Естественно в 10 часов вечера совершенно невозможно было предсказать сколько на все это потребуется часов , дней…..Честно, почему то нам стало смешно. Особенно Косте. Он сидел и с улыбочкой и изучающе, смотрел на подполковника, тем самым его несколько смутив. Тот несколько засуетился и поинтересовался мол, Вы мне не верите, хотите я приглашу сейчас коллегу , он подтвердит слова.
Мы напомнили, что мы уже были выпущены из России, и если бы машина была в угоне, нас бы не выпустили, на что нам дали офигительный по своей логике ответ. «То был выезд из России, а это выезд из Казахстана». ….. На вопрос может ли он показать бумагу, где написано, что он обязан проверять машину на угон, таможенник опять поинтересовался, почему мы улыбаемся и что он сейчас пригласит коллегу, который подтвердит слова.
В общем, он ушел, оставив нас тем не менее в кабинете. У пограничников сидел в будке 1 пограничник. В таможне был подполковник и еще кто-то кого он собирался пригласить.
На улице таможенники, делающие досмотр и все. Время 10 часов вечера. 1 минуту посовещавшись мы решили на этот раз идти проверенным стандартным путем , но учесть на будущее, что нужно иметь время про запас, несколько другой настрой, нужные телефоны и действовать по иному начиная с ворот таможни и стоять до конца . Таможенник вернулся и после нашего вопроса «как сделать процедуру проверки угона машины и прохождения таможни быстрее», ответил, что без проблем, нате Вам декларацию, заполняйте, мол договоримся . После заполнения они с Костей вышли в коридор и начался торг. Передавать дословно не буду, но это было с одной стороны и смешно и мерзко.
У пограничников была пересменка. Ждали там еще минут 20. С пограничником проверку прошли быстро, почему то с шутками и прибаутками, потом выяснилось , что еще и дни рождения совпали, так что общение было более чем неформальным.
На досмотре на улице таможенники довольно вяло посмотрели машину, и сказали, что если мы хотим таскать вещи на просвечивание, то придется таскать все, вплоть до мелочей, а их было много, или можно не таскать - но это будет стоить еще немного денег.
Логически завершив прохождение Казахской части и заплатив, мы слава богу покинули эту территорию, въехав на узбекскую. Повторюсь – не делайте нашей ошибки, не начинайте платить вовсе.
Перешагнув рубеж, почувствовали изменением во всем. Сам воздух казалось другой. Спокойно, мирно, сонно. Не хватало чайханы только. Зашли, в первом кабинете сидел узбек в носках, баз башмаков, башмаки – рядом. В следующем кабинете нас приняли с улыбкой, выписали кваитанцию какю то санитарную на явно бОльшую сумму чем надо, на вопрос чего так много – ээээээ, дорогой, я ж на чай должен тому то дать и тому то дать. Но самое смешное, что на все это нам дали официальную квитанцию с печатью. Сама сумма была что то около 35 рублей на наши деньги. В следующем кабинете сидела врачиха, которая подписала нам разрешение на выезд. Сказала, дай от души, если нет, так нет, не проблема, а если дашь от души, спасибо. Дали 50 рублей, тетка была хорошая. Узбекский таможенник на досмотре был один, но проверял он сумки тщательно, буквально залез везде, даже в дамскую косметичку и кошелек, но делал это настолько сосредоточенно и профессионально, что не возникло никакой неловкости. Он просто делал свою работу. И кстати, ничего и не просил дать от души. Сказал «счастливого пути» и на этом все. А вот деньги пересчитали все до копейки в соответствии с указанными суммами в декларации На выезде постояли у шлагбаума еще минут 15. Даже шлагбаум работает не спеша. Все , мы в Узбекистане. Как только мы выехали с таможни, поняли, что мы где то за границей, это не было похоже на бывшую союзную республику, скорее чем то на те же Филиппины. Ночь, народ не спит, в тапках и шортах куда то ходят. Что то делают, дымятся мангалы, люди сидят рядом с дорогой, что то жуют, пьют чай, едут…..
Нам надо было найти ближайший мотель. До Самарканда пилить еще около 300 км, так что решили переночевать в Сырдарье, что в 20 км примерно от таможни. Остановились спросить у одного из водителей дорогу, тут убедились в безграничном гостеприимстве местных, обращаясь не иначе как «брат» и «сестра» он приглашал нас к себе в дом переночевать, но поскольку дом был несколько в стороне от нашего направления, мы предпочли продвинуться ближе к Самарканду. Как он нас уговаривал. Напоследок сказал, вздохнув «Ну, я Вам предлагал». Мы таки заплутали, выехали на дорогу, которая ранее в Советские времена пересекала Казахстан , Сырдарья-Ильич-Джетысай-Гагарин. И со стороны Узбекистана и со стороны Казахстана дорога эта есть, но перегорожена. Пришлось нам развернуться и ехать обратно. Узбекская полиция встретила нас как родных, они тут же собрали консилиум из нескольких полицейских и еще нескольких водителей каких то, и на своем языке бурно жестикулируя, обсуждали как нам, первый раз приехавшим в Узбекистан объяснить дорогу к сомнительной гостинице в небольшом городке. В общем в Сырдарье нам на наше счастье попался молодой парень – таксист, который нас без проблем проводил до гостиницы и отказался взять деньги за услугу. Гостиницы старая престарая, советская пресоветская, последний раз я такой вариант видела в году так 1998 в Горно-Алтайске. Тетечка – администратор типичный для советских времен приветливо встретила и попросила регистрацию о браке. У нас ее не было с собой. Заселили и так. Номер стоил 600 р за номер.
Гостиница реставрируется, видимо , что то будет путевое в будущем.


Часть 3, Самарканд
Фотоальбом из 2 частей
Напишите мне

Hosted by uCoz