Часть 4, Бухара

Мы очень хорошо спланировали время, интуитивно ориентируясь на 4 часа вечера, так чтобы отдохнуть часок и часов в пять вечера выехать в Бухару
По дороге в отель зашли на восточный базар, накупили клубники и черешни, а также травы гармалы для окуривания помещений, имеющей очень приятный запах
Тепло распрощались с Эркиным и его другом, обменялись телефонами , договорились созвониться
Между пятью и шестью вечера двинули в Бухару
276 километров не расстояние. Однако первые 100 километров дорога была с ямами, хотя и четырехполоска . Конечно, не сравнить с казахскими дорогами, тем не менее более 80-90 км в час ехать было невозможно. Кроме того, на всем почти протяжении пути вдоль трассы были сплошные населенные пункты с ограничение 60 и 40. Но дело даже не в этом , а в том, что количество народу гуляющего прямо посредине трассы или во всяком случае не по обочине, а также перебегающих дорогу и сидящих на парапете разграничивающем встречные движения, было такое, что ехать можно было только посредине двухполоски и очень медленно.
Вторая фишка это трактора и грузовики , ездящие по встречке. Мы встречали это и раньше и в Самарканде, также как и резкий поворот через 2 -3 полосы с правого ряда налево и с левого ряда направо, но так чтобы грузовики, да на хорошей скорости, да навстречу, да в сумерках…это сильно . Наибольшее беспокойство причиняли велосипедисты и ослики.
Велосипедисты видимо считали себя полноправными участниками движения , но без фар и один просто ехав навстречу нам, левее от нас , вдруг резко решил свернуть направо и перерезал нам путь. Мы, слава богу, ехали не быстро и успели притормозить. Ослики – это отдельная песня. Они, как впрочем и велосипедисты, мало того что едут без фонарей, так еще и тащат на арбе огромный стог сена, при это видишь темное пятно в темноте, но не понимаешь, что это . Едущий стог сена впереди мог также оказаться и велосипедистом . И все это двигалось далеко не по обочине
Посредине двухполоски ехать тоже не вариант. Свои гонщики имеются и ехали они по крайней левой не притормаживая на скорости 130-140 кмчас издалека подавая сигналы дальним светом и гудком…и притормаживать приближаясь судя по всему не собирались . Вся эта каша напомнила мне Филиппины, правда на Филиппинах такое столпотворение находится не рядом с магистральными скоростными трассами
Поэтому дорога заняла часов по моему около 5 вместе с выездом из Самарканда
По дороге нам позвонили девченки, они уже приехали в Бухару и сообщили, что мест в отеле Амулет нет, как и нет в том, который они нашли «Камиль» . Отели переполнены, высокий сезон, куча иностранцев и в общем есть проблема.
Как всегда на въезде в Бухару остановились у полиции, те как всегда обрадовались, начали рассказывать про какое-то крутое диско в Барнауле, в котором были некоторое время назад.
В общем один из таксистов решил помочь нам найти не только дорогу в центр города , но и отель. Приехали в отель недалеко от исторического центра. Но он не впечатлил, взяли его про запас. Самое удивительное, что администраторы отеля не только разрешили обзвонить с их телефона интересующие нас отели по списку , но и в итоге, после того как мест нигде не оказалось , поехали с этим таксистом договариваться для нас в других отелях.
Еще в одном отеле - облом. Большая часть отелей находится в исторической, пешей части города, куда авто не пропускают. А искать пешком в одиннадцатом часу вечера отель как то не интересно. Следующий отель был интересен по архитектуре, я сначала даже и не поняла что мы зашли на внутренний двор, это скорее было похоже на узкий зал замка, каменный с резными дверями и окнами , посредине стояли доисторические стулья, больше похожие на троны и стол восточного стиля .
Оказалось , что это здание 19 века Mekhtar Ambar , бывшее медресе, содержащее и комнаты для обучения и комнаты-кельи . Оно было в полуразрушенном виде до конца прошлого столетия.
После падения союза, собственность начали забирать в частные руки и восстанавливать
В Бухаре многие здания были восстановлены под гостиницы
Если честно, комната, хоть и истинно историческая – не впечатлила. Во-первых было малюсенькое оконце, узкое и решетчатое как амбразура под потолком. Сама комната со сводами как в келье , беленая свежей побелкой и чуть сырая из за этого. На стенах висело пара восточных ковров, 2 ужасные безвкусные картины. Двери между ванной и комнатой не было. Сама комната метров 9 квадратных. Цена 100 долларов за ночь не устроила совсем, хотя нас и предупреждали, что это нормальная цена для Бухары и для Хивы. Но мне почему то не верилось, что именно этот номер может стоить таких денег. В общем-то интуиция человека, проработавшего 10 лет в туризме меня не подвела. Хотя деваться в тот вечер некуда было. Молодой мальчик, встречавший нас в гостинице , также встретил нас как то зажато, и вовсе не характерно для жителей тех мест, зато озвучил, что завтрак Continental, а плата за стоянку машины 30 рублей на наши деньги , с комментариями , что это копейки.
Но деваться и вправду некуда было, кроме того некогда было искать гостиницу и утром, поскольку утром мы должны были созваниваться с девчoнками, которые собирались созвониться с самого утра с гидом и скорее всего экскурсии тоже планировались с самого утра. Сторговаться удалось лишь до 90 долларов и ни копейкой более . Машину поставили в гараже соседнего двора. Оплатили за номер вперед за 2 ночи
В ванной ждал новый сюрприз. Протекала на пол раковина, что делало небезопасным хождение по мокрому полу, а также мы обнаружили рваные пододеяльники в постели.
Я была настроена на разговор утром с хозяином, Костя отнесся лояльнее.
Не смотря ни на что, именно в этой комнате спалось так, как ни в каком другом месте.
Правда, равно утром, часа в 4 утра , как и полагается, начали орать петухи, ведь окна выходили в чей то двор. Я люблю деревенские звуки. Но петухов было два. Один из них, то ли молодой, то ли простыл, но он орал так, как будто его схватили за горло и это его последний крик, странный и как из фильмов ужасов. Орали они часа три. Часа через полтора мы, правда привыкли и спали уже и под эти крики. Хозяин гостиницы, правда, сказал потом смеясь, «сказали бы, мы из него суп сварим», но мы решили пусть живет и учится петь
Так что мы выспались и отдохнули. Что этому способствовало, я не знаю. Но это большой плюс. И что-то в этом отеле есть.
Мы узнали, что кроме нас в отеле еще живет группа из Новой Зеландии , но они размещались на втором этаже. И японец за стенкой, который весь вечер пел самурайские песни
День шестой 5 мая. Бухара
Утром мы свежие и бодрые выспались, я смирилась с «нюансами». Но утром новый «сюрприз» вывел из себя уже и Костю. Из крана бежала еле теплая, скорее холодная вода и принять душ, а тем более вымыть голову не представлялось возможным. Обратились к хозяину, он страшно удивился и сказал, что раковину починят, пододеяльники заменят, и проверят котел. Кроме того, учитывайте, что в таких гостиницах (в Бухаре) может не быть утюгов, зато есть услуга глажки , но утюг может быть как гостиничный , так и соседский, и не всегда есть возможность погладить сразу , также услуга это хоть и стоит 15—30 рублей на наши деньги, озвучивают это уже постфактум.
В общем , отправились мы на встречу с девчонками и гидом, с которым они уже успели договориться. Встречу назначили в центре у памятника Ходже Насреддину Это место называется Ляби-Хаусз, в переводе означает «у берегов водоема» . Действительно пруд окружен многовековыми тутовыми деревьями, тут же находится самое крупное медресе города и памятник народному герою Ходже.
В старом городе царила суета. Пока мы не понимали почему. Явно спешно клали асфальт на проезжей части, стояла полиция и не пускала к проезду такси. «Художники» спешно рисовали разметку на асфальте.
Туристы, местные жители в пестрых одеждах - все перемешались, кто то болтался без дела, кто то гулял, стоял, фотографировал, а кто то работал в поте лица. На главной площади у памятника Ходже Нассредину было действо. Царило оживление . Десятки женщин громко разговаривая таскали в ведрах воду из пруда рядом, и с шумом и плеском выливали воду на брусчатку, другие сыпали какие то чистящие средства, третьи натирали щетками и швабрами мостовую и парапеты. Лавочки уже блестели. Рядом группа женщин расстелила под деревом тутовника полотно и стрясала плоды. Другие сажали цветы на клумбы , красили поребрики.
На лавочках сидели иностранцы , глазели на все это дело , мы тоже наблюдали за всем этим , чуть не проглядели наших новосибирцев.
Они стояли чуть поодаль уже с гидом , высматривали нас видимо.
Бухара насчитывает 2500 лет. В переводе означает «Божья прелесть» Во времена Саманидов , древних правителей, гораздо более древних чем Тимуриды, Бухара была столицей, величайшим городом исламского мира. Город находился на шелковом пути на пересечении торговых караванов, это был мощнейший центр торговли, притягивавший купцов. Соответственно город строился как торговый центр с лавками, гостиницами, хаммамами, базарами, мастерскими. Уже в те времена были придуманы подобия наших мегасупермаркетов с лучеобразными входами и выходами, позволявшими вместить много магазинов и покупателей, а крыша с многочисленными куполами, построенными определенным образом создавали эффект кондиционирования . О Бухаре можно рассказывать бесконечно. Если вглядеться в фото зданий, становится понятно откуда была взята идея города –родины Энекена из фильма «Звездные войны». Практически полностью воссоздан торговый центр Бухары, а торговец на крыльях из фильма очень похож на торговца из лавочки - бухарского еврея. Прогулка по Бухаре нереально сказочна, как будто попадаешь в декорации какого-то исторического или сказочного фильма. Бухара сильно отличается от Самарканда большей естественностью что ли, несмотря на ощущение нереальности. В Бухаре нет ощущения новодела . Хотя и продают конечно очень красивые украшения, но подделки, выдавая их за 19 век.
Самым древним археологическим памятников является крепость Арк с площадью Регистан , с высокими стенами по периметру. Можно много писать о архитектурных памятниках Бухары коих сосредоточено великое множество в старом городе Бухары. Но лучше приехать и посмотреть, потому что никакими словами эту красоту не опишешь.
Мы долго гуляли и слушали рассказ гида. Впечатлил очень сильно кукольный магазин. В одном доме был и магазин и производство кукол и кукольный театр
Как я жалею , что мы не вернулись и не купили кукол. Хотя я не знаю что хотелось больше , купить их , или беседовать с хозяином или смотреть или может быть, попробовать сделать куклу и поставить спектакль. Радушный хозяин рассказывал историю создания восточных кукол. Мне это было близко и интересно и потому, что в моем детстве родители занимались изготовлением кукол и кукольным театром и я четко помню как это делалось, начиная от идеи и изготовления куклы, заканчивая постановками спектаклей. Все это было мне знакомо и дорого. Но изготовление узбекских кукол несколько отличалось тем, что по-другому кукла устроена и управляется кукольником . Узбекская кукла более мобильна и может шевелить плечами и танцевать узбекские танцы. Разнообразие типажей и костюмов впечатляло. Оказывается, практически все куклы являются прототипами людей, в основном туристов. Персонажей ищут на улицах и их так много. И художественный взгляд находит. Нам предоставили даже несколько фотографий кукол и их прототипов, сходство поразительно. Видимо поэтому куклы выглядят так натурально и так притягивают. За каждой куклой - характер. Кукол продают и в лавочках. Но это не то. Их не хотелось рассматривать, знакомиться и покупать. Они были если не грешно так говорить - бездушны.
Здесь же был целый мир. Как я жалею, что не вернулась в этот дом……..
Впечатлило и общение в продавцом невероятных сборов трав и интересных изделий из тыквы. Удивительные лампы, емкости для специй в виде груши, всевозможные натуральные приспособления для хозяйства, раритетные чайники и самовары и еще много чего. Да и сам хозяин был крайне обаятельным.
После длительной экскурсии мы бросились на базар, восточные сладости, после чего гид пригласил нас в спокойное место с видом на купола, отобедать узбекским пловом и сыром. За несколько часов мы практически сдружились, общение неформальное растянулось не на один час и продолжалось бы еще бесконечно, если бы не вечерело, а нашим попутчицам нужно было возвращаться в Самарканд в этот вечер. Впечатлило все. Мы распрощались не без сожаления около 5 по моему вечера.
Решили немного отдохнуть и потом пойти прогуляться по ночной Бухаре. Гуляя вдоль арыка, заметили , что его интенсивно чистят от мусора, а полицейские в громкоговоритель эмоционально гоняют водителей . Вернулись в номер. Персонал сменился. Нас встретил молодой парень с внешностью греческой, с красивыми глазами и профилем, с кудрявой шевелюрой волос. С ним и общаться было как то просто , неформально.
Отдохнули пару часов, и пошли болтаться. На пороге встретился хозяин гостиницы, который сообщил, что завтра с утра приезжает президент Каримов с президентом Туркменистана и все дороги будут перекрыты завтра на весь день. Во всяком случае , все въезды в кольцо старого города и выезды из него. А наша машина и гостиница как раз были внутри кольца. Ставить машину за кольцо было просто некуда. Мы озадачились. Спросили у полицейских, каковы наши шансы на завтра. Точно никто сказать не мог, поскольку и у них информация была примерная. Небольшой шанс вырваться за кольцо был завтра до 5 утра, но не гарантировано. В общем, поворот неожиданный, да и на озере Айдаркуль в случае нашего невыезда из Бухары вовремя терялся день отдыха, с другой стороны вставать в 4 утра не улыбалось. Чувствовали себя несколько утомленными и после переездов и после интенсивных пеших экскурсий и впечатлений. Дошли до торговца травами и чаями, он уговаривал оставаться, мол в Бухаре есть что посмотреть и приглашал завтра в гости. Решили определиться позднее, ближе к ночи. Посидели в ресторанчике, дотопали по старому городу к гостинице вдоль арыка. Было поздно, воды горячей в гостинице так и не было. Решили что завтра или съезжаем из отеля или живем третьи сутки, но бесплатно……